Автомобили – почти как люди, со своим лицом, нравом, поведением, часто короткой жизнью и мучительной смертью. И как люди, автомобили могут становиться символами, определяя содержание того времени, в которое им было уготовано появиться на свет. Автомобили, определившие ушедшее десятилетие – первое десятилетие третьего тысячелетия – какие они?
1. Ford Thunderbird
Одиннадцатое поколение Thunderbird получило вторую жизнь в 2002 году, причем инженеры решили вернуть модель Ford к изначальному виду – некогда представленный Ford двухместный кабриолет не мог похвастаться скоростью, однако его элегантный стиль с намеком на ретро стал первым признаком того, что детройтские автоконцерны действительно могут выпускать автомобили не только мощные, но и красивые с точки зрения дизайна. Интересно, что выпущенный в 2002 году Ford Thunderbird стал началом нового тренда в автомобильной индустрии – уже в следующем году концерн Chevrolet представил SSR, автомобиль, дизайн которого еще больше опирался на стиль ретро. К сожалению, в отличие от модели Ford, SSR был недостаточно практичным и недостаточно мощным – поэтому попытка Chevrolet провалилась.
2. Hummer H2
Успех оригинального Hummer H1 объяснялся проверенной формулой превращения военного транспортного средства в «гражданский» автомобиль. Последователь H1, H2, был еще массивнее и уродливее – что, впрочем, не остановило волну популярности модели и сделало Hummer H2 фаворитом рэп-звезд и сливок общества, а также объектом горячей ненависти любых представителей организаций по охране окружающей среды. Безудержной страсти американцев к расходующим грандиозное количество топлива внедорожникам смог помешать только кризис – однако Hummer H2 как символ начала 2000-х вряд ли будет забыт.
3. Toyota Prius
Один из первых «гибридных» автомобилей, Toyota Prius успешно сформировал представление общества о гибридах как о недорогих и к тому же экономичных автомобилях. С ростом цен на бензин и обвалом экономики Toyota Prius превратился в один из любых автомобилей и обычных автолюбителей, и голливудских звезд – несмотря на достаточно неудачный дизайн. Более того, фактически Toyota Prius стал первым подтверждением того, что США уступает странам Дальнего Востока с точки зрения темпов развития автомобильной индустрии.
4. Ford S-197 Mustang
После того, как в 2003 году Chevrolet прекратил производство модели Camaro, Ford Mustang оказался единственным малогабаритным двухдверным автомобилем на американском рынке. Впрочем, вместо того, чтобы почивать на лаврах, инженеры Ford работали над новым проектом – и в 2005 году на рынке появился обновленный Mustang, S-197. Благодаря обновленному, удачному как никогда дизайну и увеличенным размерам новый Mustang вновь пробудил угасавший было интерес к американским автомобилям и стал одним из фаворитов у многочисленных тюнинг-студий со всего мира. Разумеется, другие американские компании не могли проигнорировать успех S-197, и в результате на американском рынке развернулась настоящая война малогабаритных двухдверных автомобилей. Впрочем, на разработку новых моделей Dodge Challenger и Chevrolet Camaro, которые могли бы конкурировать с S-197, ушло почти 4 года – и начавшаяся рецессия нарушила все планы производителей по возвращению популярности классических мощных американских автомобилей.
5. Nissan GT-R
Представленный каких-то два года назад, Nissan GT-R моментально изменил представление покупателей о том, каким должен быть современный автомобиль. Унаследовав и даже превзойдя все технические характеристики своего легендарного предшественника R-34, новый Nissan был не только мощным, но и вместительным, предусматривал 4 сиденья и стоил намного меньше 100 тысяч долларов. Многие автомобильные эксперты утверждали, что Nissan GT-R как будто игнорирует законы физики - и в работе над созданием модели принимали участие компании, от законов физики достаточно далекие. Дизайн Nissan GT-R был создан разработчиками знаменитой видео игры «Gran Turismo», а источником вдохновения для инженеров послужило культовое аниме «Гандам».
6. Audi R8
Как и GT-R, Audi R8 изменил представления о том, каким должен быть суперкар – первая попытка немецкого автоконцерна завоевать нишу спортивных автомобилей оказалась исключительно удачной. Audi R8 объединил экзотическую красоту, комфорт, удобство управления и изумительную мощность, выиграв в 2007 году практически все наиболее значимые автомобильные награды – от «Автомобиль года» до «Дизайн года», присуждаемые Top Gear, Fifth Gear, Automobile Magazine, Playboy. В 2008 году автомобилю был присужден почетный титул «Автомобиль мира года». Единственным недостатком Audi R8 оказался двигатель – позаимствованный у RS4 двигатель V8 был недостаточно мощным в сравнении с моделями Murcielago и McLaren. Поэтому в 209 году Audi представила обновленную модель R8 – с двигателем V10 мощностью во внушительные 518 л.с.
7. Chevrolet Corvette ZR1
Выпущенный в 2006 году Z06 Corvette сразу же завоевал популярность благодаря техническим характеристикам, аналогичным характеристикам моделей, стоивших вдвое дороже. Однако существенным недостатком Z06 Corvette было отсутствие той изысканности, элегантности дизайна, которая традиционно присущая любым итальянским или немецким автомобилям. Вот почему ZR1 стал своеобразным «ответным ударом» General Motors – элегантный и мощный одновременно, новый автомобиль завоевал одобрение всех без исключения экспертов и покупателей, несмотря на достаточно внушительную цену в 100 тысяч долларов. Благодаря General Motors на американском рынке едва ли не впервые появился автомобиль от американского же производителя, который с точки зрения не только мощности, но и красоты дизайна мог бы соревноваться с европейскими брендами.
8. Pontiac Aztek
В истории корпорации General Motors было немало взлетов и падений, и одним из самых сокрушительных падений для GM оказался выпуск модели Aztek. Не самый худший автомобиль в мире, когда-либо выпущенный, Pontiac Aztek, тем не менее, заработал звание «самого уродливого в мире автомобиля» из-за своего действительно неудачного дизайна. Возможно, неудача эта объяснялась тем, что Aztek стал первым автомобилем, чей дизайн был полностью разработан с помощью компьютерных технологий – и сигналом разительных перемен в процессе разработки автомобилей.
9. Bugatti Veyron
С мощнейшим 16-цилиндровым турбированным двигателем, разгоном до 100 км/час всего за 2,5 секунды, максимальной скоростью в 407 км/час и рекордной ценой в 1,5 миллиона долларов Bugatti Veyron стал воплощением роскоши. Bugatti Veyron изначально был самым дорогим, самым быстрым и самым мощным автомобилем за всю историю автомобильной индустрии – и хотя расходы топлива были поистине поразительны (Bugatti мог опустошить полный бак всего за 12 минут на максимальной скорости), модель на долгие годы осталась безусловным фаворитом миллиардеров и голливудских звезд.
10. Hyundai Genesis
Целью Hyundai при разработке модели Genesis было создание автомобиля с мощностью BMW 5-series, интерьером 7-series и ценой 3-series – и попытка оказалась исключительно удачной. Даже патриотичные американцы начали выбирать купе Hyundai Genesis вместо стандартных купе от американских производителей – что, впрочем, не удивительно, учитывая действительно низкую стоимость, мощность и стильный дизайн автомобиля. Эксперты же считают Genesis первым сигналом того, что доминирование Европы как «родины» мощных и роскошных автомобилей скоро закончится – а Япония обретет по-настоящему достойного конкурента в лице южно-корейских брендов.