Нередко можно услышать от водителей различных автомобилей, что их железные кони просто-напросто «летают». И все окружающие понимают, что это всего лишь фигура речи, смысл которой в том, что автомобиль способен ездить очень быстро, при этом он весьма послушен в управлении и обладает хорошей маневренностью. Однако едва ли не с самого момента появления автомобилей и самолетов возникла идея совместить два этих инженерных чуда и получить летающий автомобиль. Первоначально, конечно, эта идея была прерогативой исключительно любителей научной фантастики, но после окончания Второй Мировой войны давняя мечта о летающем автомобиле воплотилась в аэрокаре.
Летающий автомобиль или шоссейный самолет?
Аэрокар - это ставшее классическим наименование транспортного средства, которое и объединило в себе технические характеристики и свойства как летательных аппаратов самолетного типа, так и автомобилей. Само название «аэрокар» (aerocar) появилось в 1956 году - именно так назвал свое изобретение американский инженер и предприниматель Молт Тейлор.
Собственно, сооружение машины, которая сочетала бы в себе функции передвижения и по земле, и по воздуху, каждый раз вертелось вокруг одного из двух концептуальных решений проблемы. Нужно или сооружать автомобиль, который будет обладать способностью летать, или строить самолет такой конструкции, который способен передвигаться по автодорогам на большие расстояния со значительной скоростью.
Строго говоря, передвигаться по земле вполне способен и обычный самолет - ведь все летательные аппараты такого типа снабжены колесными шасси, которые и позволяют перемещаться по твердой поверхности. Однако сама идея изобретения летающего автомобиля была порождена стремлением получения транспортного средства, которое могла бы передвигаться по автодорогам и по улицам населенных пунктов и при этом иметь бонус в виде возможности взмыть в воздушное пространство. Обычные же самолеты, имеющие значительный размах крыльев и габариты, просто не способны передвигаться по автодорогам и тем более по улицам, не создавая препятствий другим участникам движения и не попадая в ловушки сами. Первым на практике решить эту проблему попробовал американец Роберт Фултон, выбравший путь приспособление самолета к особенностям наземного передвижения. Первым летающим автомобилем стала выпущенная в 1946 году модель Airphibian («Летающая амфибия»), в воздухе развивающая скорость в 200 километров в час, на земле - 50 километров в час.
Аэрокар - чудо инженерной мысли и маркетинга
В настоящее время существуют десятки подобных транспортных средств, произведенных в США, Великобритании, России, Израиле, Голландии и так далее. Но все же стандартом летающих автомобилей, тем самым, что ввел в современных технический лексикон термин «аэрокар», является детище американца Молта Тейлора. Тейлор прочитал в одном из специализированных журналов об изобретении Роберта Фултона, летающем автомобиле, и буквально загорелся идеей сделать нечто подобное, но только еще лучше.
Будучи человеком не слишком богатым, Молт в течение некоторого времени вынужден был сосредоточиться на выполнении других заказов, зарабатывая деньги. Но вот в 1949 году работа над аэрокаром началась - и продолжалась семь лет. В ходе этой работы Тейлор поставил перед собой и решил сразу несколько задач. Прежде всего, его волновала проблема компактности и удобства использования аэрокара. В модели Фултона было существенное неудобство - пропеллер, хвост и крылья, превращающие автомобиль в самолет, должны были храниться в особом ангаре. Так что для взлета необходимо было вернуться в ангар, совершить определенные манипуляции и только после этого взлетать. Тейлор выбрал другой вариант: он соорудил специальный прицеп к аэрокару, на который и помещались компактные крылья, хвост и пропеллер. Получается, что осуществить чудесное превращение можно было где угодно. Вторая проблема заключалась в повышении скорости передвижения аэрокара - этого Молт достиг установкой более мощного двигателя (от 150 до 180 лошадиных сил), снижением веса машины посредством изготовления корпуса из стекловолокна и переднеприводной конструкцией шасси.
В результате к 1956 году был создан аэрокар, в котором могли находиться двое человек, он обладал максимальным взлетным весом в 950 килограмм, размахом крыльев в 10,5 метров, длиной в 7 метров, крейсерской скоростью в небе в 200 километров в час, на земле - в 80 километров в час, запасом дальности полета в 800 километров, поездки в 480 километров, максимальной высотой полета в 3600 метров. Такие завидные характеристики, высокая степень надежности и безопасности (не было зафиксировано ни одного случая крушения аэрокара) и грамотная рекламная кампания с участием популярного в пятидесятые годы американского летчика и телеведущего Боба Каммингса сделали свое дело. Молт Тейлор смог наладить серийное производство аэрокара и продать несколько сотен моделей. Однако в семидесятые годы интерес к летающим автомобилям в качестве массового средства передвижения угас: ужесточились технические требования, покупателей отпугнула неизменно высокая стоимость машины (аэрокар и его аналоги обычно в двадцать раз дороже среднего обычного автомобиля), к тому же именно в те годы разразился мировой топливный кризис.
Александр Бабицкий