Бронеавтомобили, по сути, были первыми мобильными средствами вооружения, которые смогли совместить в себе достаточную огневую мощь, определенную степень защиты и довольно высокую скорость. Именно поэтому они имели большое значение в ходе Первой Мировой войны, даже большее, нежели появившиеся танки. Ведь танки были еще немногочисленны, к тому же из-за множества недостатков требовали масштабных доработок. Так что бронеавтомобили активно использовались для ведения боевых действий всеми участниками Первой Мировой.
Бронеавтомобили Германской империи
Германские бронеавтомобили получили особое развитие в межвоенный период, так что к началу Второй Мировой войны были, пожалуй, лучшими в мире. Однако Германия успешно использовала это вид вооружения и в Первой Мировой - например, бронеавтомобиль «Эрхард» 1915 года выпуска. Вообще же немецкая армия всерьез взялась за бронеавтомобили лишь в 1915 году, только после того, как выяснилось, что имеющиеся на вооружении бельгийской армии бронеавтомобили «Минерва» сумели нанести германским войскам серьезный урон. Так что уже в 1915 году было создано несколько прототипов немецких бронеавтомобилей. Так как они все были по сути одинаковыми, то армейский заказ получила менее загруженная другими военными поставками фирма «Эрхард».
Этот бронеавтомобиль был весьма габаритным и массивным - вес почти в девять тонн, длина в более чем 5,5 метра, ширина в два метра. При этом вооружен он был только тремя пулеметами, без артиллерийского оружия, а экипаж его составляли, в зависимости от обстоятельств, восемь или девять человек. При этом, что любопытно, скорость передвижения «Эрхарда» было довольно высокой - на шоссе он мог разгоняться до почти 60 километров в час. Существенную роль в этом сыграл, конечно, бензиновый двигатель мощностью в 85 лошадиных сил.
Бронеавтомобили Великобритании
Куда большее разнообразие обнаруживается при рассмотрении английских бронеавтомобилей рассматриваемого периода. Здесь различными производителями была сделана ставка на создание подвижных и мобильных бронеавтомобилей, которые могли бы сочетать высокую маневренность с огневой мощью. Британцам, начавшим массовый выпуск бронеавтомобилей во второй половине 1914 года, это удалось - и тому доказательством две очень похожие модели, бронеавтомобили «Ланчестер» и «Роллс-Ройс». Бронеавтомобиль «Ланчестер» имел просто выдающиеся характеристики в части скорости и передвижения, в том числе по пересеченной местности. Не зря ведь именно эту модель, поставленную в качестве союзнической помощи в 1916 году в русскую армию, особо выделили за отличные ходовые качества в условиях российского бездорожья.
Достаточно легкий (масса 4,8 тонны) «Ланчестер», рассчитанный на экипаж из четырех человек, имел бензиновый двигатель мощностью 60 лошадиных сил, что позволяло ему уверено чувствовать себя как на шоссе (скорость здесь могла достигать 80 километров в час), так и вне твердого дорожного покрытия. Именно поэтому данный бронеавтомобиль считался незаменимым при выполнении разведывательный функций, а также для сопровождения грузовых автоколонн. Схожими достоинствами обладал и бронеавтомобиль «Роллс-Ройс» того же 1914 года: за счет своей еще более облегченной массы (при экипаже в 4 человека «Роллс-Ройс» весил всего 3,5 тонны) даже при менее сильном двигателе мощностью в 50 лошадиных сил этот бронеавтомобиль на шоссе обгонял «Ланчестер», достигая отметки в 95 километров в час. Правда, в условиях бездорожья из-за своей меньшей мощности и массы он был менее эффективен.
Бронеавтомобили Франции
Не могла остаться от технических нововведений Первой Мировой и Франция, на территории которой и развивались основные события Западного фронта - французские бронеавтомобили также сыграли существенную роль в успешных в конечном итоге боевых действиях против Германии. Тут пионером выступила автомобильная фирма «Пежо», чей гражданский автомобиль «Пежо-103» был в спешном порядке переоборудован в бронеавтомобиль вскоре после начала войны. Правда, на фоне английских аналогов французский бронеавтомобиль выглядел не столь выигрышно. В огневой мощи он превосходил «Ланчестер» и «Роллс-Ройс», имея на своем вооружении либо два пулемета, либо пулемет и пушку калибром 37 миллиметров, ведущую огонь осколочно-фугасными снарядами. Но вот в плане мобильности «Пежо» был явно не на высоте. Даже несмотря на то, что его броня была не слишком крепкой (толщиной до пяти миллиметров), а численность экипажа не превышала пять человек, суммарный вес машины составлял пять тонн. В условиях, когда на бронеавтомобиле устанавливался маломощный двигатель в 40 лошадиных сил, это снижало его боевые качества в плане как скорости передвижения (максимум - 40 километров в час по шоссе), так и по части проходимости - в бездорожье «Пежо» был практически бесполезен.
Александр Бабицкий