Изобретение бронеавтомобилей было лишь вопросом времени, ведь пехотные части во время боевых действий остро нуждаются в огневой поддержке и броневой защите. Противопулевая и противоосколочная броня автомобиля служит достаточной защитой, пулеметное оснащение способно усилить огневую мощь любого пехотного подразделения, а колесное шасси обеспечивает хорошую скорость и маневренность. Конечно, танк - более грозное оружие на поле боя, но в разведке, охранении или обеспечении связи бронеавтомобиль просто незаменим.
Изобретение двигателя внутреннего сгорания и самоходных экипажей дало новый толчок не только гражданским, но и военным изобретениям. Паровые двигатели отлично справлялись со своей задачей при создании бронепоездов, но оказались малоэффективными в поле. Поэтому различные варианты бронированных колесных машин на паровом ходу не нашли понимания в военных ведомствах различных стран. И хотя еще во время англо-бурской войны 1899-1902 годов армия Великобритании пыталась использовать прототипы бронеавтомобилей, первую работоспособную концепцию бронированного автомобиля приписывают английскому инженеру Фредерику Симмсу, который представил свое детище в Лондоне в 1902 году. Тем не менее, на вооружение европейских армий такая техника не поступала вплоть до Первой мировой войны.
Впереди планеты всей
Единственным исключением была Россия. Поначалу артиллерийская комиссия также не могла прийти к единому решению о целесообразности применения бронеавтомобилей в армии. Однако опыт боевых действий русско-японской войны показал эффективность нового вида вооружений. Родоначальником русского бронеавтомобиля по праву считается подъесаул Накашидзе, чей проект в 1904 году реализовала французская фирма «Шарон, Жиридо и Вуа», используя колесную базу Renault. Машина была полностью бронирована и имела вращающуюся пулеметную башню.
Боевое крещение бронеавтомобиля
Первая мировая война внесла свои коррективы в планы военных ведомств, заставив тех в срочном порядке реализовать различные проекты бронеавтомобилей. На тот момент лишь Российская империя имела в составе вооруженных сил роту бронеавтомобилей. Как правило, проектируемые бронеавтомобили использовали стандартное автомобильное шасси, на которое надстраивался кузов и вооружение. Большое количество производителей автомобильных шасси, масса идей и военные действия породили огромное разнообразие бронеавтомобилей, среди которых встречались и вовсе несуразные экземпляры. Использование базы легковых автомобилей стирало границы, а потому немецкий Mercedes-Benz встречался в России, британский Rolls-Royce и французский Renault в Германии, а итальянский FIAT в Австро-Венгрии.
На протяжении всего периода военных действий Первой мировой войны и послевоенного периода бронеавтомобиль эволюционировал. Броня становилась мощнее, вооружение лучше, но использование колесного шасси осталось неизменным - именно высокая скорость, маневренность и малая масса отличала бронеавтомобили от легких танков. Но для производства бронеавтомобилей по-прежнему использовались шасси от легковых автомобилей и легких грузовиков. Бронеавтомобили использовались в охранении и разведке, в качестве санитарных и транспортных средств, для обеспечения связи и для огневой поддержки пехотных подразделений.
Забвение и возрождение бронеавтомобиля
К началу второй мировой войны бронеавтомобили были на вооружении всех европейских стран. Они подтвердили свою эффективность в ходе гражданских войн России, Испании и Греции, а также в колониальных вооруженных конфликтах. Однако уже первые годы войны показали неэффективность довоенных образцов техники, чья противопульная броня была недостаточной. Главными функциями бронеавтомобилей во Второй мировой войне были разведка и обеспечение связи, а в качестве огневой поддержки пехоты применялись танки и самоходные артиллерийские установки. В отличие от других стран, Советский Союз после Второй мировой войны отказался от использования бронеавтомобилей, заменив их гусеничными машинами и бронетранспортерами. Однако современные реалии, необходимость проведения антитеррористических, полицейских и поисково-спасательных операций, обязало вооруженные силы России иметь в своем арсенале технику подобного рода.
За прошедшие со времени окончания Второй мировой войны годы концепция бронеавтомобиля претерпела серьезные изменения. Теперь первенство отдают бронированным машинам созданным с нуля, ведь они более эффективны, чем гражданские машины с добавленной броней. Современные бронеавтомобили оснащены пулеметным, пушечным и даже ракетным вооружением, усиленным бронированием и эффективными дизельными двигателями. Наличие таких образцов вооружений в армиях иностранных государств (американский M1114 «Хаммер» и LSV, германский «Динго-2» и LIV, британский MLV, французский VBL «Панард» и китайский «Чжанъшэнь») подтолкнуло и российское руководство к возрождению собственных бронеавтомобилей «Волк» и «Тигр». Бронеавтомобиль «Тигр» уже поступил на вооружение российской армии и участвовал в параде Победы 2010 года.
Александр Ковязин