В середине XIX века в Аньере Александр Лаффли то ли приобрел, то ли унаследовал механическую мастерскую, на базе которой начал производить дорожное, коммунальное и сельскохозяйственное оборудование, а также паровые локомобили. Однако первый настоящий автомобиль компания Laffly выпустила в 1912 году. В Первую мировую войну военным помогал огромный бронированный каток, выпущенный под этой маркой, который просто не замечал укреплений противника.
Пережив тяжелые годы
Нельзя сказать, что история компании складывалась очень удачно. Двадцатые годы стали серьезным испытанием более чем для двух десятков французских автомобильных компаний. Высокие цены и большая конкуренция, небольшой спрос и полукустарное производство многих довели до банкротства. Тем не менее, Laffly усилено скупали патенты и лицензии, что позволило оснастить грузовики двигателями Junkers и Hotchkiss. Самая известная модель того времени - грузовик под названием «Сахара» умудрился пройти без поломок 13 000 километров из Франции в Африку и обратно. При этом трехлитровый двухтактный двухцилиндровый дизель расходовал всего 18 литров солярки на каждую сотню километров.
Узкая специализация и госзаказы
Модельный ряд Laffly в тридцатых - сороковых годах включал в себя как многофункциональные, так и узкоспециализированные грузовики. В частности в межвоенный период во Франции машины Laffly стали символом пожарной службы. Тем не менее, финансовое положение компании оставляло желать лучшего. Выручил государственный заказ военного ведомства. В 1932-1934 годах Laffly приступила к модернизации американских бронеавтомобилей White, заполонивших Европу после Первой мировой. Оставшиеся в целости и сохранности бронированные корпуса оснащали новой полуавтоматической пушкой и крупнокалиберным пулеметом и устанавливали на фирменное полноприводное шасси Laffly LC2. Благодаря мощному пятидесятисильному двигателю и пневмошинам, семитонные машины передвигались по пересеченной местности со скоростью до 10 км/час, а по шоссе - до 80 км/ч. Эти бронеавтомобили получили название Laffly 50АМ или White-Laffly. Вдобавок к этому на таком же шасси стали переделывать бронеавтомобили в Венсанских мастерских под маркой Laffly 80АМ, правда, двигатель устанавливали мощнее в 80 лошадиных сил и бронирование было крепче.
Успех на военном поприще
Перед самой второй мировой количество военных заказов закономерно увеличивалось и Laffly, как Panhard и Berliet, были плотно задействованы в производстве военных грузовиков. Машины Laffly были разных габаритных размеров и колесной формулы (двух- и трехосные). Главными достоинствами этих грузовиков были прочная лонжеронная рама с независимой подвеской всех колес, надежные четырех- или шестицилиндровые двигатели, работающие в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Кроме того, имелась двухступенчатая раздаточная коробка с демультипликатором и межосевой блокируемый дифференциал. Все это обеспечивало грузовикам незаурядные вездеходные качества. Интересной особенностью отличались трехосные автомобили - они имели раздельный привод на колеса левой и правой стороны, благодаря двум карданным валам. Конструкция была довольно сложной, но интересной, благодаря такому решению стало возможно водительское сиденье размещать и слева, и справа, а грузовой отсек сделать просторнее. Помимо этого, тягачи оснащались лебедкой, установленной за задним мостом и передними паразитными колесами, предохраняющими автомобиль при перемещении по пересеченной местности и помогающими преодолевать препятствия.
Притом, что компания Laffly выпускала самые разноплановые армейские вездеходы: тягачи для буксировки орудий, фургоны, санитарные автомобили, цистерны-заправщики и радиостанции, главным ж их достоинством стала полная унификация узлов и агрегатов. Все грузовики вне зависимости от комплектаций и модификаций (теоретически их могло быть более сотни) подразделялись на классы: малый V10/V15 (4х4), средний S15/W15 (6х6) и S20/S25 (6х6), а также тяжелый S35/S45 (6х6). Буква обозначала класс, а цифры - показатели грузоподъемности в центнерах. Диапазон моторов по мощностям колебался от 38 до 115 лошадиных сил. Большинство автомобилей производилось для нужд колоний и участвовало в войне на севере Африки. На базе вездехода даже пытались создать самоходную артиллерийскую установку, но серийное производство так и не успели развернуть в связи с молниеносной оккупацией.
Неминуемый крах без господдержки
После войны компания Laffly пыталась создавать новые типы вооружений, даже построила первый в мире газотурбинный тягач мощностью 200 лошадиных сил. Однако засилье американской техники в послевоенные годы, а как следствие отсутствие военных заказов, и бедность муниципалитетов, которые не могли себе позволить закупки новой спецтехники поставили компанию на грань банкротства. Не предотвратило крах и объединение с такими же терпящими бедствие французскими автомобильными производителями. Как следствие в 1948 году основное производство было продано компании Citroen, а 1953 году остатки обанкротившейся компании приобрел Renault.
Александр Ковязин