В 1970 году европейское подразделение американской корпорации Chrysler выпустило свой первый европейский автомобиль Chrysler 180. Созданное за три года до этого путем поглощения английских (Roots group), французских (Simca) и испанских (Barreiros) автопроизводителей подразделение Chrysler Europe сразу же задалось целью создать единую модель для продаж по всему миру. История первенца Chrysler 180 сложилась непросто, ведь он стал воплощением двух независимых разработок французских и английских инженеров. Но несмотря на то, что продавался этот автомобиль из рук вон плохо, он стал прародителем той самой единой платформы для крупноразмерных моделей под кодовым названием С9.
Под крылом Chrysler
Как Horizon стал воплощением платформы С2, а модель Alpine - концепции С6, так и Tagora стала маркой для платформы С9. Если поначалу Tagora планировалось выводить под брендом Simca (все же это была их увеличенная модель 1100), то после окончательного формирования Chrysler Europe радиаторную решетку украсил пятиугольник со звездой. Как и Chrysler 180, Tagora являла собой слияние французской инженерной мысли и английской дизайнерской школы. В 1977 году концепция полноразмерного седана была практически готова. Современные квадратные формы, колесная база порядка 2,80 метров и большая площадь остекления делали автомобиль довольно привлекательным для потребителей. Ранние прототипы Tagora, разработанные британской фирмой Art Blakeslee предлагали несколько не прижившихся, но интересных инноваций: кузов из стеклопластика и спрятанные за стеклом номерной знак и головная оптика. В результате окончательной доработки автомобиль вышел неплохим, но без изюминки - просторный, но простой салон, квадратные формы, за которые не цеплялся глаз.
Сложность в корпорации Chrysler возникла лишь с выбором подходящего силового агрегата. Первоначально рассматривался рядный шестицилиндровый двигатель от Mitsubishi, но он явно не обеспечивал необходимой мощности для крупного автомобиля, поэтому оставили рядный четырехцилиндровый мотор от Simca. Идеальным вариантом был бы полностью алюминиевый PRV V6 Douvrin от Peugeot (PSA). Однако наступил 1978 год, и колесо истории модели Tagora закрутилось в другую сторону.
Во власти Peugeot
Испытывая серьезные финансовые проблемы, корпорация Chrysler пришла к решению сконцентрироваться на домашнем американском рынке и продать все свои европейские активы, не только производственные мощности, но и маркетинговую сеть, конструкторское бюро, а также права на выпуск разработанных моделей. Таким образом, все европейское подразделение перешло под крыло Peugeot (PSA). Новые владельцы сменили американское название Chrysler на Talbot. Хоть это имя и стали забывать, оно все же было близко каждому французу и англичанину. К тому же отдел маркетинга поспешил представить новую модель широкой публике на Парижском автосалоне 1980 года. Самое интересное то, что автомобиль был благосклонно принят потенциальными покупателями и экспертами, но руководство Peugeot не сочло Talbot Tagora готовой к выпуску.
Последовала очередная серия доработок, в результате которых автомобиль стал еще скучнее. Выпуск задержали на несколько месяцев, для того чтобы внести несколько конструктивных изменений. Наконец установили французскую шестицилиндровую шестерку Douvrin объемом 2,7 литра. Правда, для этого пришлось удлинить межосевое расстояние и выдвинуть передний мост на пять сантиметров вперед. В дальнейшем к бензиновым моторам Simca и Douvrin добавился турбодизель Peugeot.
Трагедия Talbot Tagora
К сожалению, коммерческий путь Talbot Tagora был столь же несчастлив, как и у его предшественника Chrysler 180. И этому была масса причин. Прежде всего, проблема была в самом автомобиле. Европейские покупатели заметно охладели к крупноразмерным автомобилям, и для того чтобы их привлечь, машина должна была обладать изюминкой. Tagora имел в целом довольно приятный дизайн, но очень страдало внимание к деталям: интерьер смотрелся дешево, просторный салон плохо проветривался, а суженая задняя ось смотрелась смешно и ухудшала управляемость. То есть машина не представляла собой ничего такого, что бы заставило потребителей отвлечься от их Ford, Rover и Audi.
Еще одной существенной проблемой была непонятная история этого автомобиля. Задумываясь как Simca, в качестве концепт-кара он был представлен как Chrysler, но потребители увидели его как Talbot. Такая чехарда окончательно сбила потенциальных покупателей с толку.
И последнее, группа PSA решила продавать Tagora одновременно с Peugeot 604 - абсолютным аналогом в техническом плане, да еще и с чуть меньшим ценником. Как следствие такой политики в 1984 году Talbot Tagora окончательно сняли с производства, а история продолжилась уже под брендом Peugeot модели 605. Всего же за столь короткую трехлетнюю историю было выпущено всего лишь 19 403 автомобиля.
Александр Ковязин