Пятидесятые годы стали временем экспериментов для американских автопроизводителей. Это была эпоха взлетов и падений. Послевоенный подъем сменился депрессией Эйзенхауэра, и затем - очередным возрождением. Любовь к большим моторам заменило желание экономии, которое в свою очередь забылось в погоне за мощью Muscle Car. В этой лихорадке руководство Ford Motor Company решилось на эксперимент по запуску отдельной марки Edsel и не удивительно, что в такое изменчивое время проект потерпел полное фиаско.
Разрабатывавшийся на послевоенном подъеме проект предполагал выпуск четырех моделей, каждая из которых была дороже своего аналога (соплатформенных Ford или Mercury). К тому же поднятая маркетинговая шумиха настроила потребителей на появление чего-то выдающегося, а модели были довольно обыденны как в технологическом плане, так и с точки зрения дизайна. И лишь выпущенный через три года после начала проекта Edsel Comet мог предотвратить крах. Автомобиль соответствовал чаяниям потенциальных покупателей на все сто процентов, но руководство Motor Company и так терпело убыточный Edsel довольно долго, а потому ликвидировало свое подразделение.
Под брендом Mercury
Тем не менее, модель Comet, лишившись названия марки, выпускалась в течение 1960-1961 годов на заводах компании Ford и реализовывалась через автосалоны Mercury. Понятно, что такое зависание в воздухе как модель без марки (просто Comet) не могло долго продолжаться и, в конце концов, ее определили в модельный ряд Mercury.
Между тем автомобиль получился очень даже неплохим. Увеличенная на 130 миллиметров база Ford Falcon чуть подняла модель над классом компактов, а перелицованная внешность с использованием элементов Mercury Meteor не отождествляла модель с трагедией печально известного проекта Edsel. Для Mercury Comet была доступна вся гамма кузовов в компактном классе: седан, кабриолет, купе и универсал. Предлагалось несколько уровней внутренней и внешней отделки (включая виниловый салон и хром-пакет для кузова), а также набор дополнительного оборудования (усилители тормозов и рулевого управления, радиоприемник и кондиционер).
В качестве силового агрегата для безымянного Comet 1960-1961 годов был доступен лишь шестицилиндровый двигатель объемом 2,4 литра и мощностью 86 лошадиных сил. Но специалисты Mercury понимали, что 28 секунд до сотни - не та разгонная динамика, которая заинтересует американского потребителя. Поэтому для автомобиля 1961 года подготовили стоодносильную рядную шестерку. Устаревшую к тому моменту трехскоростную «механику» и двухскоростной «автомат» Merc-O-Matic заменили четырехдиапазонной механическую коробку передач с напольным, а не подрулевым рычагом.
В 1963 году вдобавок к обновленной КПП появился и двигатель V8 объемом 4,3 литра с двухкамерным карбюратором мощностью 164 лошадиные силы. Именно эта «парочка» в сочетании с комплектацией S-22 (ковшеобразные спортивные сиденья, наличие центральной консоли и трехобъемные задние фонари) и положила начало эпохе Muscle Car.
В 1964 году версию Comet S-22 заменила отдельная модель Mercury Cyclone, завоевавшая славу в спортивных гонках и драг-рэйсинге. В том же году претерпела изменения и сама модель Comet. Она получила более длинный кузов с менее выраженными хвостовыми плавниками, другую оптику, измененный салон и новые двигатели.
По моде того времени обновления модельного ряда происходили каждый год, а потому не удивительно, что очередная модернизация произошла в 1965 году. Помимо измененного облика автомобиль получил трехступенчатый «автомат» - мотор объемом 4,7 литра и мощностью 271 лошадиных сил.
Небытие и возрождение Mercury Comet
Переломным в истории Mercury Comet стал 1966 год. Автомобиль подрос в размерах и стал причисляться к среднему, а не компактному классу. В этом году купе и универсал Comet-404 обозвали Capri и Voyager соответственно, оставив имя Comet только для седана. Возрастающая популярность «заряженного» купе Mercury Cyclone, вывод на рынок новых среднеразмерных моделей Mercury Montego и Mercury Cougar, низвели в 1967 году модель Comet до уровня переходного компакта. Не удивительно, что в окружении более раскрученных моделей Comet потерялся и совсем пропал с небосклона в 1970 году.
Однако в 1971 году произошло стремительное возрождение Mercury Comet. Правда, это был уже совсем другой автомобиль, публике явили настоящий Muscle Car. Построенный на платформе Ford Maverick, выпускался он только в кузовах седан и купе. Со сравнительно небольшими изменениями Mercury Comet выпускалась вплоть до 1975 года, когда ее окончательно заменила модель Monarch, а мощный спортивный двухдверный седан Mercury Comet GT продержался на рынке до 1977 года, когда был готов к выходу Mercury Zephyr. Благодаря своей почти семнадцатилетней истории модель Comet стала одной из самых успешных в бренде Mercury.
Александр Ковязин