Финансовый факторинг: виды, типы, особенности сделки

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыТеория финансовФинансовый факторинг: виды, типы, особенности сделки
24.07.2012 00:00

финансовый факторингКак поставщики товаров и услуг, так и их получатели, хотели бы лучше узнать, как работает в России финансовый факторинг и какие требования предъявляются к компаниям. На сегодняшний день, в России и в странах СНГ данный вид сделки является достаточно распространённым и известным, а условия год от года улучшаются. Он существенно отличается от традиционного кредитования, ведь процесс получения финансирования значительно упрощён.

Какие учреждения могут участвовать в договоре факторинга

Сразу после того, как в мире разразился финансово-экономический кризис, количество желающих заключить договор факторинга существенно поубавилось. Банки, стремясь оградить себя от несостоятельных должников, поставили очень высокие проценты с суммы сделки, которые порой доходили до 40 в год. Поставщики продукции столкнулись с резким обвалом цен, а потому им не хотелось отдавать львиную долю скудной прибыли кредитно-финансовым учреждениям.

Что касается дебиторов, то те столкнулись просто с небывалым ужесточением условий работы. А потому в деле остались только крупные учреждения: банки, чей оборотный капитал позволил удержаться на плаву во время финансового шторма. Чем солиднее банк, тем выгоднее будет работа с ним и тем жёстче условия для начала сотрудничества. Многие организации предпочитали не ввязываться в такие сложные отношения, собираясь дождаться лучших времён. Сейчас они наступили, если сравнивать с прошлым, и в 2010-м году объёмы факторинговых операций стали очень существенными.

Тем не менее, почти все банки предпочитают регрессный факторинг, в соответствии с которым у них есть право требовать уплаты долга у кредитора, если дебитор отказывается от выполнения обязательств. С одной стороны, это противоречит духу чистого факторинга, ведь выкуп долгов – это рискованное мероприятие. С другой стороны, выбирать не приходится, да и риск остаться без денег в такой схеме значительно ниже, чем в классическом договоре кредитования.

Банки будут работать только с теми организациями, которые уже продемонстрировали серьёзные намерения и состоятельность. Сотрудничать с подобными учреждениями готовы все. Если та или иная фирма присутствует на рынке больше пяти лет и перенесла кризис с хорошими финансовыми показателями, то у неё высокие шансы на достойные условия факторинга.

Безгрессное обязательство, когда нет права требовать возмещения убытков у кредитора при несостоятельности дебитора, является слишком рискованным и не поощряется банками. Если кто-то и согласится работать на подобных условиях, то ставки будут очень высокими. Примечательно, что кредитно-финансовые учреждения ставят годовые ставки, но сами ограничиваются малыми сроками: по товарному факторингу он составляет 90-120 дней.

С одной стороны, многим организациям больше и не надо: они являются посредниками в цепочке и смогут продать товар с выгодой гораздо раньше. Однако бизнес есть бизнес, и финансовые операции между юридическими лицами далеко не всегда выполняются мгновенно. Если у фирмы-дебитора на балансе есть ликвидное имущество (недвижимость, станки, оборудование), то она вполне может рассчитывать на сотрудничество с банками.

Однако те организации, которые больше сконцентрированы на посреднических схемах и могут предложить в качестве залога лишь товары, находящиеся в обороте, едва ли будут восприняты банками.

Процентные ставки по договору факторинга

Если в докризисные времена многие государства предпочитали поощрять проведения факторинговых сделок, то сейчас такие схемы почти полностью выведены из оборота. А там, где за дело берутся коммерческие предприятия, просто не может быть низких ставок. В 2008-2009 году озвучивались ставки до 40-50% годовых (по самым рискованным сделкам), что напрочь отбивало интерес большинства потенциальных игроков рынка.

На сегодняшний день, ставки находятся в пределах стандартных кредитных линий для юридических лиц: менее 10% годовых. Однако нельзя забывать, что и здесь работают системы «лояльных клиентов» с хорошей кредитной историей, поэтому проверенные фирмы могут рассчитывать на определённые послабления.

Кому нужен финансовый факторинг

Разумеется, главный потребитель факторинга – это продавец. Именно он получает возможность продать товар без необходимости заморозки оборотных средств, без ожидания и практически без риска. Тем не менее, это выгодно фирмам-посредникам, которые являются дебиторами по договору, ведь они могут заработать свои деньги фактически без вложений. Что касается кредитно-финансовых организаций, то они рискуют больше всех, принимая основной удар на себя. В любом случае, именно они замораживают свои деньги, пускай и получают за это приличный процент.