Инфраструктура рынка: шестерни торговли

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыТеория финансовИнфраструктура рынка: шестерни торговли
26.12.2010 04:00

инфраструктура рынкаКак и любая сложная система, рынок – независимо от своего целевого назначения, дислокации и состава участников, - не может существовать без продуманной и эффективной системы иерархии и управления, без создания специфичных институтов и органов. Вне зависимости от наименования, любой рынок имеет свою структуру и инфраструктуру, включающую в себя разветвленную сеть институционального взаимодействия. Что представляет собой инфраструктура рынка?

Изменчивая фундаментальность

Основной фактор, от которого зависит инфраструктура любого рынка – это его потребности. Ни для кого не секрет, что устройство, к примеру, рынка труда заметно отличается от строения рынка инвестиций. Налицо изменчивость в зависимости от целевого назначения и уровня рыночного массива.

Понимание потребностей и нужд любого рынка напрямую зависит от сферы его деятельности – с понятием «инфраструктура» неразрывно связано «старшее» понятие «структура». Весь объем мировых рынков разделяется по дифференцирующему признаку. В зависимости от контекста, подобным признаком может быть непосредственное целевое назначение рынка, его географическое положение, охват отраслей производства или же деятельности, уровень развития конкуренции. Вполне естественно то, что столь разнообразные по своей форме бизнес-площади требуют индивидуального подхода к структурированию.

По сути своей, инфраструктура рынка и рынок – понятия практически тождественные. Инфраструктурой рынка называют совокупность всех институтов управления и процессуального обеспечения деятельности рыночного массива, его управляющие элементы. Основной задачей инфраструктуры в общем и ее структурных элементов в частности является обеспечение функциональной стабильности рынка, его бесперебойной работы.

Однако, несмотря на разнообразие целей и задач различных рынков, специалисты выделяют определенные функции, характерные для инфраструктуры любого рыночного массива. По мнению экспертов, подобные функции включают в себя сбор и обобщение информации о функциональной деятельности рынка, маркетинговую деятельность по развитию, а также регулятивно-надзорную функцию.

Кроме того, в составе инфраструктуры любого рынка функционирует специализированная служба, формирующая и поддерживающая единый для все участников рынка документо-деловой оборот, устанавливающая формы и процедуры сделок, осуществляющая контроль над соблюдением правил и нормативов рыночного пространства. Как правило, в функциональные обязанности подобных служб также входит осуществление деятельности по увеличению оперативности проведения рыночных операций, их унификация.

Видовая инфраструктура

Рассматривая рынок как своеобразную абстрактную субстанцию, не стоит забывать о том, что любой рыночный массив, пусть даже его и нельзя потрогать или же охватить взглядом, как, например, фондовый рынок, все же, материален. Несмотря на некоторую эфемерность отдельных видов рыночных пространств, всегда присутствуют материальные его «уши»: регулирующие органы, должностные лица, сами участники. Предметное рассмотрение рыночной инфраструктуры сводится как раз к рассмотрению подобных элементов.

Например, привычный абсолютному большинству людей товарный рынок в общемировом его представлении характеризуется совокупностью товарных бирж, торговых точек, разнообразных по форме и типу обращения. Каждая торговая точка, будь то огромный супермаркет или же крошечная палатка с арбузами, является полноценным элементом системы, его конструктивной частью. В качестве регулирующих элементов выступают различные государственные органы и собственные службы отдельных товарных микрорынков.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере любого другого рынка – например, фондового. В роли основных элементов выступают фондовые биржи - как средство упорядоченного взаимодействия участников рынка, - и непосредственно данные участники финансового массива. Кроме того, фондовые биржи и их аналитики также выполняют функции контролирующих органов.

По сути своей, эти три элемента – площадки, участники и контролирующие органы, - составляют основу абсолютно всех рыночных образований. Иногда, в более сложных системах, возможно дополнительное «разрастание штата» структурного аспекта деятельности, однако, в данных рынках также весьма четко усматривается «триада» первоначальных элементов. Все вновь открываемые рынки – информационные и прочие неологические структуры, - берут за основу именно эту схему построения, предельная унификация и адаптивность – залог коммерческого успеха.

Максим Кузнецов