ГлавнаяПерсоналииСостоянияГенри Форд: моя цель – простота
Человек, которого будут помнить всегда. За то, что он горел идеей создать «автомобиль для всех», за то, что впервые в промышленных масштабах начал использовать конвейер. За то, что впервые ввел на своих предприятиях четкие социальные гарантии. За его книгу, которая стала основой для современной организации труда. За то, что 16 июня 2003 года компания Ford отпраздновала столетие со дня своего основания.
За то, что разбогател на военных поставках во время войны. За книгу «Международное еврейство», которое использовала нацистская Германия. За то, что превратил рабочего на заводе в ... просчитываемый и планируемый предмет, в безличное серое существо. В механизм. За то, что являлся апологетом общества потребления.
Есть то ли легенда, то ли полуправдивая (а, может, и правдивая, ведь чем черт не шутит?) история. Весной 1934 года Генри Форд получил письмо. Автор выражал свое восхищение последней моделью V-8. Подобная корреспонденция приходила на завод мешками, но это послание было особенным, потому что автором его являлся знаменитый Клайд Барроу. За ним и его спутницей Бонни Паркер вот уже два года безуспешно гонялись все полицейские южных штатов. Гангстер благодарил мистера Форда за столь удачный автомобиль и обещал и впредь угонять машины только его марки. Правда или продуманный маркетинг?
Клайд и Бонни сделали Форду грандиозную рекламу. Клайд действительно угонял только «Форды» и особенно любил он модель «Песчаная пустыня» за отменное качество стальной обшивки. Открытые дверцы становились щитами, из-за которых удобно вести огонь. А застрелили самую известную бандитскую парочку тоже в машине производства завода Форда. Фото изрешеченного пулями коричневого «Форда» появилось во всех газетах Америки.
Дед Форда приехал с семьей в негостеприимную и жестокую Америку в середине XIX века. И покорил ее - по-своему. Его дети уже имели все необходимое для существования. Уильям Форд, сын старого Форда, стал владельцем большой фермы в штате Мичиган. У него 30 июля 1863 года родился первенец - Генри. Мальчик с детства стремился что-нибудь усовершенствовать на ферме отца. И натыкался на его презрительное непонимание и нежную любовь матери. Она на всю жизнь осталась для Форда эталоном женщины.
Много позже, уже будучи всевластным фабрикантом, Форд ввел на своих предприятиях правило - не нанимать женщин. Им место - дома, в семье.
Когда будущему автомобильному королю исполнилось семнадцать, он сбежал из дома.Ночью, пешком, без денег ушел в Детройт.
Легко не было, было очень-очень трудно. Он работал на нескольких предприятиях - работал тяжело и мучительно, но домой возвращаться не хотел. До поры, до времени. Пока не решил жениться.
Клара Брайант была моложе его на три года, отец подарил 40 акров земли (правда, с условием, что сын бросит свою механику) - ведь можно жить спокойной сельской жизнью? Однажды Форд-старший обнаружил домик молодоженов покинутым - Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером. Днем работал, а ночи проводил в небольшом сарае позади дома, где конструировал двигатель для своего самодвижущегося экипажа.
А дальше было то, о чем писали десятки тысяч раз: первый мотор, самодвижущаяся тележка, «Жестяная Лиззи», конвейер. В апреле 1913 года на заводе в Детройте он пустил первую поточную линию, которая позволила всего за один год поднять производительность труда на разных участках сборки от 40 до 60%. Была народная любовь к «Фордам», было уважение к их создателю и легенды, которые складывали о нем и его привычках.
Тоталитаризм на заводах, назидательные писульки на повсеместно распространяемых листовках, странности и грубости. Форд никогда не сообщал подчиненным об увольнении лично. Просто на другой день неугодный сотрудник, явившись на работу, находил свои стол и стул изрубленными на куски, а бумаги - разбросанными по конторе.
Под старость Форд изменился. Завел молодую куртизанку, тратил деньги направо и налево (а ведь какой был скряга в молодости!), судился с газетами. Не избежал и ошибок своего отца - тоже не понимал сына.
Практически перед самой смертью жена заставила его передать завод внуку, Генри Второму - достойному наследнику достойного деда. 7 апреля 1947 года Старый Генри сел в свой автомобиль и вместо обычной прогулки по проселочным дорогам велел шоферу ехать на Ривер-Ружский завод. А там, видимо, почувствовал, что утратил империю... После Ривер-Ружа он съездил на фамильное кладбище и этой же ночью Генри Форд умер. Когда гроб с его телом опускали в могилу, заводы компании встали. Не надолго. Потому что работа не ждет.
Наталия Руденко