ГлавнаяПерсоналииСостоянияАрно Бернар: продавец роскоши
Это в нашей стране понятие «рейдер» носит исключительно негативную эмоциональную окраску – по той простой причине, что подавляющее большинство отечественных рейдеров (бизнесменов, специализирующихся на поглощение предприятий и фирм против воли их прежних хозяев) действуют за рамками закона. А на Западе, где рейдерство, порождённое безжалостным капиталистическим обществом США, рейдеры вполне респектабельные люди. Некоторые из них даже добиваются больших успехов – таких, как французский миллиардер, главный продавец роскоши в современном мире, Арно Бернар.
Бернар Арно родился 5 марта 1949 года в городке Рубе, расположенном недалеко от франко-бельгийской границы. Его отец был успешным бизнесменом и к моменту, когда Бернар в 1971 году закончил престижный колледж Эколь Политекник («Политехническая школа») со степенью инженера, Жан Арно владел средних размеров компанией Ferret-Savinel, занимавшейся строительством и торговлей недвижимостью. С момента получения профессионального образования Бернар Арно фактически возглавил семейный бизнес, чему его отец, давно желавший уйти на заслуженный отдых, нимало не противился. Однако вскоре стало ясно, что молодому человеку тесно в рамках отцовской компании. Сначала он скорректировал направление деятельности предприятия, отказавшись от строительства и сосредоточившись исключительно на купле-продаже недвижимости на Французской Ривьере. А в 1976 году он и вовсе продал компанию, поставив отца уже перед фактом. Впрочем, Жан Арно всегда верил в деловое чутьё сына и не слишком протестовал даже против на первый взгляд авантюрных его планов, вроде покупки на вырученные деньги текстильного производства (Рубе – традиционный центр французской текстильного промышленности), в котором ни отец, ни сын Арно ровным счётом ничего не понимали.
Однако и текстиль не слишком надолго заинтересовал Бернара Арно. В 1981 году, решив, что после прихода на пост президента Франции социалиста Франсуа Миттерана в стране могут начаться не слишком благоприятные для свободного предпринимательства мероприятия, он отбыл в США. В Штатах он вкладывал деньги в известное ему дело, в строительство и продажу недвижимости, но главное влияние Америки на Арно-младшего заключалось в другом. Именно в это время он понял, что для его характера, для его жизненной философии в наибольшей степени подходит та деловая стратегия, которая родилась в США и была там весьма распространена. Речь, как уже стало понятно из вступления, о рейдерстве, то есть о не противоречащих закону действиях и механизмах по поглощению тех или иных коммерческих организаций и либо их выгодной перепродаже, либо встраиванию в собственные бизнес-структуры. Во Франции, куда Бернар Арно вернулся в 1984 году, активное, жёсткое, на грани фола рейдерство было ещё в новинку, так что он стал своеобразным пионером в данном направлении.
И практически сразу он пустился, что называется, с места в карьер. В то время обанкротился крупный текстильный концерн Boussac и французское правительство активно искало предпринимателя, который бы купил и спас это предприятие от исчезновения. Неизвестно, заинтересовался бы Бернар Арно почти утонувшей в финансовой пучине компанией Boussac, если бы ей не принадлежал контрольный пакет акций знаменитого, но в то время сдавшего позиции дома моды Christian Dior. Но Арно уже тогда почувствовал интерес к производству и продаже предметов роскоши, так что прославленное имя Dior ему пришлось весьма кстати. Предприниматель извлёк со счетов всё своё состояние, которое на тот момент составляло 15 миллионов долларов, договорился со своим партнёром Антуаном Бернхеймом из банка Lazard о предоставлении ещё 65 миллионов долларов, выкупил контрольный пакет акций, а затем убедил правительство Франции продать ему оставшиеся акции при условии, что он не закроет текстильного производства Boussac. Он сдержал слово, не продав компанию, напротив: он приложил все усилия для того, чтобы вдохнуть в дом моды Christian Dior новую жизнь. И ему это удалось благодаря своему чутью на талантливых людей – без этого чутья Арно вряд ли бы пригласил к себе на работу гениального модельера Джона Гальяно.
Но Christian Dior был лишь началом «империи роскоши» Бернара Арно. В 1988 году он активно начал скупать акции крупнейшей в мире компании по производству и продаже роскошных аксессуаров Moet Hennessy Louis Vuitton и с 1989 года стал её владельцем. С тех пор он действительно создал настоящую транснациональную империю по внедрению роскоши в жизнь богатых и желающих приобщиться к высоким стандартам вкуса людей. Судите сами – за последующие 20 лет принадлежащая Арно компания Louis Vuitton взяла под свой контроль такие легендарные роскошные бренды, как модные дома Christian Lacroix, Kenzo, Givenchy, Loewe, Guerlain, Celine, Berluti; марки элитного алкоголя Veuve Clicquot , Dom Perignon, Hennessy, Pommery, Krug, Moet et Chandon, швейцарская часовая мастерская Tag Heuer и ювелирная фирма Fred. И это ещё не учитывая аукционный дом «Филипс», печатные издания «Трибюн» и «Энвестир», радиостанция «Радио классик» и многое другое. Конечно, как и у любого бизнесмена, у Бернара Арно были и свои неудачи – так, он не смог, хотя весьма старался. Бренд Gucci, а также не снискал лавры на ниве современных информационных технологий со своим интернет-проектом Boo.com. Но и за счёт доходов от своих традиционных активов Бернар Арно чувствует себя замечательно: в марте 2007 года его состояние оценивалось в 26 миллиардов долларов. Финансовый кризис существенно снизил спрос на предметы роскоши, за счёт чего в марте уже 2009-го состояние Арно составляло, по данным журнала Forbes, 16,5 миллиардов долларов. Однако никто не сомневается в том, что роскошная империя Бернара Арно это не колосс на глиняных ногах.
Александр Бабицкий