ГлавнаяПерсоналииСостоянияВан Чуаньфу: от батарей для мобильных телефонов – к автомобилям
Хотя сегодня темпы роста ВВП в Китае обгоняют даже развитые страны типа США, Великобритании или Германии, а количество миллионеров в стране насчитывает сотни, до недавних пор заработать большое состояние в Китае было очень сложно. В отличие от той же Америки, страны возможностей, в Китае, с его коммунистическим строем, за каждым становлением крупной корпорации практически обязательно стоит история незаурядной личности. Именно такой незаурядной личностью стал Ван Чуаньфу - миллиардер, основатель компании BYD, владелец состояния в размере более пяти миллиардов долларов (по данным Forbes на начало 2010 года). Он появляется на работе одним из первых, а возвращается домой последним, носит скромные костюмы и ездит на гибридном автомобиле - одном из тех, что вполне успешно на протяжении нескольких последних лет производит его корпорация.
Ван Чуаньфу: становление легенды
Историю восхождения Ван Чуаньфу к вершинам карьерной лестницы можно описать русской народной поговоркой «из грязи - в князи»: действительно, будущий миллиардер не мог похвастаться финансовыми ресурсами или связями, достаточными для легкого достижения успеха. Более того - путь Ван Чуаньфу начался с самого низа: родившись в бедной крестьянской семье, Чуаньфу рано потерял родителей, и воспитанием его занимались старшие сестра и брат.
Ван Чуаньфу - человек блестящего образования: он закончил Центрально-Южный технологический университет, а в 1990 году - магистратуру в Пекинском исследовательском институте цветной металлургии. Изначально Чуаньфу выбрал карьеру чиновника и планировал вести тихую и размеренную жизнь, работая в государственной исследовательской структуре, однако, проработав на государственной службе всего несколько лет, изменил свое решение - и в 1995 году, будучи всего лишь двадцатидевятилетним, основал собственную компанию BYD в пригороде Шэньчжэня. Как впоследствии утверждал сам Чуаньфу, на его решение повлиял, прежде всего, недостаток финансирования в государственных исследовательских центрах: Чуаньфу мечтал о разработке инновационной электроники и планировал стать очень хорошим инженером, и осуществить мечту ему помог лишь собственный бизнес.
BYD: от батареек - к автомобилям
Решение об уходе с госслужбы оказалось в судьбе будущего миллиардера поворотным моментом: всего за два десятилетия корпорация BYD стала крупнейшим в мире производителем аккумуляторов для мобильных телефонов. Впрочем, одной только мобильной индустрией Ван Чуаньфу не ограничился: в 2003 году компания BYD вышла на автомобильный рынок, приобретя компанию по производству автомобилей Xi'an Qinchuan Auto. Хотя многие сомневались в обдуманности такого решения и прочили Ван Чуаньфу неудачную попытку завоевания автомобильного рынка, судьба распорядилась по-иному. В сентябре 2008 года компания Уоррена Баффета MidAmerican Energy Holdings стала владельцем десяти процентов акций BYD, и, благодаря финансовой поддержке Баффета, выкупившего пакет акций компании за двести тридцать миллионов долларов, уже в январе 2009 года BYD начала первые продажи гибридных автомобилей и автомобилей с электрическими двигателями, продав за тот же год четыреста сорок тысяч моделей. В 2010 году объем продаж вырос на шестнадцать процентов, достигнув порога в пятьсот двадцать тысяч проданных автомобилей. Несмотря на кризис, существенно затруднивший для BYD выход на автомобильный рынок, Ван Чуаньфу не раз выражал уверенность в том, что в будущем BYD как производитель гибридных и электроавтомобилей сможет составить достойную конкуренцию ключевым игрокам автомобильного рынка - таким, как Toyota и General Motors.
У одного из известнейших китайских миллиардеров - более чем амбициозные планы: к 2015 году Ван Чуаньфу планирует сделать свою компанию крупнейшим производителем автомобилей в Китае, а к 2025 году - крупнейшим производителем гибридных автомобилей и автомобилей с электрическим двигателем в мире. К счастью для BYD, компания работает в Китае, уже занимающем позицию крупнейшего автомобильного рынка мира: сегодня, по самым приблизительным оценкам, в Китае продается порядка восемнадцати миллионов автомобилей ежегодно, а в будущем это число может вырасти до пятидесяти миллионов.
Татьяна Смирнова