ГлавнаяПерсоналииИсторияМартин Лютер: родоначальник современного капитализма
Современный капитализм - это не столько политико-экономическая структура, не промышленность, не результат научно-технической революции, это - идеология. Именно идеология приводит к империалистическим тенденциям, именно она отливает современный бизнес в ту форму, которую мы наблюдаем. Эта идеология родилась 31 октября 1517 года в немецком городе Виттенберге, когда пастор Мартин Лютер прибил к воротам церкви 95 тезисов предстоящего богословского диспута.
Теперь эти тезисы выгравированы на бронзовых пластинах и являются составной частью тех самых церковных ворот. Основатель идеологии капитализма имперской направленности родился 10 ноября 1483 года в Саксонии (Айслебен). Его отец, бывший рудокоп, владелец плавилен и меднорудных разработок, решил, что университетское образование сына будет хорошим вложением денег, и Мартин был отправлен в Эрфуртский университет. Это вложение Ганса Лютера дивидентов не принесло.
Отучившись без особого блеска в университете, Мартин принял постриг в Эрфуртском университете. Легенда гласит, что Мартин попал в ужасную грозу, рядом с ним ударила молния, и в испуге молодой человек дал обет, что если выживет в этом катаклизме, то обязательно пострижется в монахи. Что он и сделал. С 1505 года началась карьера ударенного крестом (точнее, молнией) богослова.
Неисповедимы пути Господни - старая, вечно юная истина. Если бы не та молния, то был бы в Германии еще один юрист. Может быть, бургомистр от сохи. Но был дан Знак, и появился пророк, создатель новой ветви христианской религии, потрясатель основ, который умудрился пошатнуть престол Святого Петра (ну прямо как в «Иван Васильевич меняет профессию» - что крест животворящий делает!).
Богослов из Мартина Лютера получился, в общем-то, неважный. По одной причине: внутренний конфликт. Был Лютер человеком думающим, а каноны католицизма разительно отличались от жизненных реалий. Целибат священниками соблюдался весьма условно, на слуху были имена любовниц высших иерархов церкви, взяточничество процветало, папский престол был больше озабочен светской властью, чем спасением душ.
В Англии, когда начали претворять идеи Лютера в жизнь и громить католические монастыри, насаждая протестантство, пели:
Нас в темноте отец святой
Хотел держать до гроба;
Когда слепца ведет слепой,
Глядишь - в болоте оба!
Одно лишь зло
Проистекло
От римского лавы...
Эх, в самый раз пуститься в пляс
Под зеленью листвы!
Богач-аббат не служит треб, -
Он непотребством занят;
А брат-монах ест даром хлеб,
Из нас деньжонки тянет.
И требник есть -
Да не прочесть...
Вот братья каковы!
Эх, в самый раз пуститься в пляс
Под зеленью листвы!
Особенно возмущала Лютера коммерческая направленность деятельности католической церкви. Попросту говоря - индульгенции.
Продажа отпущения грехов нарушала многие каноны (легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное; блаженны нищие духом... и т.д.). В то время, когда Святое Писание предписывало умеренность, скромность, соблюдение правил и заботу о духовной чистоте, сами католические священники нарушали каноны, а их забота о пастве заключалась в торговле индульгенциями. А индульгенции - это пропаганда неравенства, причем - неравенства духовного плана.
Сила христианства во все времена была в том, что оно проповедовало: не имеет значения, кто ты в этой жизни, ТАМ - разберутся, здесь ты - нищ, бос и гол, а ТАМ ты будешь восседать одесную Творца. Христианство давало надежду всем, даже самым униженным и оскорбленным. Индульгенции же были товаром элит-класса: деньги есть - есть и отпущение грехов, нет денег - очень жаль, но внизу имеются свободные сковородки.
Естественно народ роптал. Ведь у него отнимали главное: надежду на Царствие Небесное, надежду на счастливое послесмертие. А если вся жизнь - тяжкий труд, борьба с нищетой, а ТАМ - тоже ничего хорошего не будет, то к чему тогда все?
Индульгенции дискредитировали саму идею христианства, и Мартин Лютер это быстро подметил.
Попадись Мартину Лютеру в те времена современный психолог - и никаких тезисов на двери церкви Виттенберга не было бы. Психолог быстренько бы разложил по полочкам весь разброд и шатание Лютера. Он выяснил бы, что протест против папы Римского основан на неосознанном протесте против диктата собственного отца - обычная проблема детско-родительских отношений. Мартин Лютер прошел бы психологическую коррекцию, и продолжал бы учить нерадивых школяров богословию. Но психологов в XVI веке не было, поэтому для нейтрализации внутреннего конфликта Лютеру пришлось развалить христианскую церковь.
Да, но при чем же капитализм? Речь-то идет исключительно о богословии. Жил да был католицизм, пришел Мартин Лютер, и от католиков отпочковались протестанты - классика непорочного зачатия и внеутробного размножения.
Дело в том, что Мартин Лютер ухитрился не только добиться отмены индульгенций, не только перевел Библию на немецкий язык, он еще сменил девиз церкви. Католики жили под знаком: «Греши, молись и кайся», Мартин Лютер дал другую установку: «Будь праведным, молись и работай».
Работа была приравнена к добродетели. Праведность и работа - вот естественное состояние души человеческой по Мартину Лютеру. Вот та идеология, которая привела в конце концов к буржуазной революции и современному варианту капитализма. Успешный бизнесмен - праведен, бездельник - грешен. Аксиома, однако. Очень хорошо иллюстрирует девиз «Будь праведным, молись и работай» современная Германия. Работа - это жизнь, все остальное - неважно (вот правда еще места общественного пользования под буквами «М» и «Ж» в Германии хороши).
Но Мартин Лютер не остановился на том, что приписал буржуазии добродетели, отказав в них феодальным аристократам. Он оставил в наследство идею империализма. Помните о переводе Библии на немецкий язык? Вот то-то и оно. После Лютера каждый протестант мог читать Библию на родном языке, молиться - на родном языке. А он у каждого свой. Немцы читали молитвы на немецком, англичане - на английском... Теперь это называют национальным самосознанием. Но это была идея имперского капитализма. Не больше, но и не меньше.
Мартин Лютер, пророк протестантства, непримиримый борец с Римским престолом, умер 17 февраля 1546 года в родном городе, Айслебене. Похоронен он был в Веттенберге, в крипте той церкви, на дверях которой были вывешены исторические 95 тезисов. Тезисов, которые стали основой капиталистического мировоззрения. Будь праведным, молись и работай - и да улыбнется тебе коммерческое счастье!
София ВАРГАН