Вандербильты: «Какое мне дело до закона, ведь у меня есть власть!»

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяПерсоналииИсторияВандербильты: «Какое мне дело до закона, ведь у меня есть власть!»
19.07.2009 06:00

Вандербильты: «Какое мне дело до закона, ведь у меня есть власть!» История американской династии Вандербильтов напоминает историю российских промышленников Демидовых: отец-основатель, упрямо работающий во славу фамилии, начинающий буквально с нуля и заканчивающий жизнь одним из богатейших людей планеты, наследник, продолжающий дело основателя, преумножающий богатство и семейную славу, и следующие поколения, которым уже не хочется работать, зато хочется тратить - в этом случае слава семьи преумножается, чего нельзя сказать о богатствах.

Отцом-основателем был Корнелиус Вандербильт, прозванный Командором. Вся империя Вандербильтов началась со $100, которые Корнелиус одолжил у своей матери, чтобы начать самостоятельный бизнес. Ему было тогда 16 лет, а для того, чтобы получить деньги в долг, ему пришлось вспахать и засеять восьмиакровое поле. С таким трудом доставшийся кредит был вложен в лодку-плоскодонку, и Корнелиус Вандербильт начал работать перевозчиком по маршруту от острова Стейтен-Айленд до Манхэттена и обратно. Через год Корнелиус уже рассчитался с долгами, а чистой прибыли у него сталось $1000. Как перевозчик он пользовался популярностью - цены Вандербильта были ниже, чем у конкурентов, и он не боялся никакой погоды. Кроме того, Корнелиус вел и параллельное дело: покупал товары в Стейтен-Айленде, а в Нью-Йорке перепродавал.

В 1812 году Вандербильд уже получил правительственный контракт на поставки товаров в форты. На эти деньги были построены шхуна средних размеров и два небольших корабля (именно тогда Корнелиус и обзавелся прозвищем Командор - конкуренты постарались). Ассортиментный перечень торгового предприятия Вандербильта расширился. В него входили устрицы и арбузы, китовый жир и пиво, сидр и продукты питания - все, что необходимо для снабжения кораблей в гавани и то, что пользовалось спросом на берегу.

В 1817 году Вандербильт оставил лодочный бизнес из-за возрастающей конкуренции. Зато заинтересовался пароходным. Так как в этом виде бизнеса он не разбирался, то для начала нанялся капитаном на пароход Томаса Гиббонса. Решение было великолепным - Вандербильту платили $1000 в год за то, что он изучал тонкости ведения пароходного бизнеса. Вскоре, разобравшись в устройстве парохода, Командор разработал собственный проект и уговорил Гиббонса построить судно по этому проекту. Любопытно, что учебу Вандербильт бросил в 11 лет (не из-за лени, а просто была необходимость помогать отцу), и тем не менее по его проекту был выстроен отличный пароход, который назвали Bellona, а сам Командор стал партнером Гиббонса.

Естественно, параллельный бизнес присутствовал и тут - тактика ведения дел практически не изменялась у Вандербильта всю его бизнес-биографию. В Нью-Брунсвике Командор приобрел таверну на берегу реки, и она стала местом отдыха пассажиров проходящих пароходов. Таверной Bellonа Hall командовала первая жена Вандербильта - София Джонсон, и это уютное местечко стало любимым местом остановки путешественников.

Демпинг так же являлся отличительной чертой бизнеса Корнелиуса Вандербильта. Если конкуренты запрашивали за проезд $4, то Командору хватало $1. Естественно, клиентов у него хватало.

В 1829 году у Вандербильта было уже $30000. Сумма выглядит не слишком внушительно, но следует заметить, что в те времена квалифицированный рабочий зарабатывал за год $600, да и начал Командор практически с нуля, а ведь еще была жена, дети - семью нужно было содержать. Так что $30000 - это примерно то же самое, что сейчас заработать за пару-тройку лет $1 млн., начав с продажи газет на улице.

Дальше процесс пошел активнее. Вандербильт оставил работу у Гиббонса и пустился в вольное плавание. В этом плавании он активно пользовался демпингом и зарабатывал на нем весьма неплохие деньги. Так за то, чтобы Командор ушел с маршрута Раритан-Нью-Йорк со своим пароходом, ему выплатили $50 тыс, а Гудзоновская речная ассоциация вынуждена была заплатить за перенос бизнеса в другое место $100 тыс., да еще и по $5 тыс. ежегодно в течение 10 лет.

В 1846 году у Вандербильта был миллион, и в 1948 году он первым кинулся прокладывать Панамский канал - ведь канал сокращал путь в Калифорнию на 460 миль, то есть, на три дня, а это - опять удешевление билетов (любимый метод Командора).

К 70-ти годам, разорив бывших партнеров, которые вообразили, что могут конкурировать с Вандербильтом, Командор распродал все суда, ликвидировал весь бизнес. И, под дружный хор голосов, что старый Вандербильт тронулся умом, преспокойно приобрел первую железнодорожную ветку. Он выбрал самую убыточную - Гарлем-Нью-Йорк. Через год Harlem Railway Company принесла Командору первый миллион. Прошло еще пять лет, и вся страна была покрыта сетью железных дорог Вандербильта. А билеты вновь стоили дешевле, чем у конкурентов. Демпинг всю жизнь был самой любимой игрушкой Командора. И на вокзале Гранд-Сентрал стоит на постаменте красного гранита великолепная статуя Корнелиуса Вандербильта, первого настоящего железнодорожного магната Америки и богатейшего (в свое время) человека страны.

В 1860 году Вандербильт уже имел $20 млн., а в 1877 году он умер, оставив наследникам $100 млн. Это в старых долларах. В новых - $1,5 млрд. Неплохо для человека, начавшего с приобретения плоскодонки на деньги, взятые в долг.

Кроме небывалого в те времена богатства, Корнелиуса Вандербильта прославила любовь к демпингу, поразительная косность во всем, что не касается бизнеса (и при этом Командор завещал $1 млн. университету в Нешвилле, штат Теннесси - при том, что он ни разу там не был; теперь этот университет носит его имя, а перед входом стоит внушительная статуя Вандербильта) и определенное недоверие к закону. Все проблемы Командор предпочитал решать сам. По его мнению закон был слишком медленным, чтобы успевать за жизнью. Недаром он сказал: «Закон? Какое мне дело до закона, ведь у меня есть власть!».

Командор оставил не только огромное состояние, но и десять детей. Вообще-то их было 11, но младший, Джордж, окончивший Уэст-Пойнт, знаменитое училище для супер-элиты, умер в возрасте 25-ти лет, а именно его Корнелиус Вандербильт считал самым перспективным. Восемь дочерей суровым Командором в расчет не принимались, как продолжательницы дела жизни, а двое оставшихся сыновей не радовали. Средний, названный в честь отца Корнелиусом, был не только азартным игроком и скандалистом, но и эпилептиком. Дважды Командор помещал отпрыска в лечебницу для душевнобольных - правда, это еще не является доказательством сумасшествия Корнелиуса-младшего, так как в такую же лечебницу Вандербильт как-то на два месяца определил свою жену, когда она выразила протест против переезда. И тем не менее, младший Корнелиус на роль бизнесмена не подходил. Закончилось тем, что ему была вручена садоводческая ферма в Хартфорде, и Командор выбросил из головы «неудачного отпрыска».