ГлавнаяПерсоналииИсторияВиктор Лебедев: куда ведут благие намерения
Вот не зря же утверждают, что адрес, по которому заводит дорога, вымощенная благими намерениями, однозначно далек от небесного блаженства. История Виктора Лебедева - еще одно тому подтверждение. Виктор Лебедев был уважаемым сотрудником Российской Национальной Библиотеки (Санкт-Петербург). Он проработал в РНБ около 30 лет. Ответственный хранитель восточного фонда отдела рукописей РНБ, ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук. Его характеризуют, как блестящего специалиста, уникального знатока еврейских рукописей. Виктор Лебедев был одержим идеей создать центр по изучению иудаизма. Кроме этого он мечтал реализовать программу по спасению «еврейского наследия», что для него означало собрать в Израиле все хранящиеся в мире памятники иудейской культуры.
Ну, всех памятников в распоряжении Виктора Лебедева не было, а вот что касается хранилищ РНБ - тут он имел полный доступ и находился абсолютно вне подозрений. Да никому и в голову не приходило подозревать такого уважаемого специалиста.
В 1990 году Виктор Лебедев познакомился с Марком Фришем, который отрекомедовался коммерсантом, заинтересованным в приобретении рукописей из РНБ. Взамен помощи в подобной покупке «коммерсант» обещал Лебедеву оказать финансовую помощь в создании Института еврейской культуры в Санкт-Петербурге - то есть, профинансировать мечту Лебедева.
Будучи хранителем тех самых рукописей, которые мечтал приобрести господин Фриш, Виктор Лебедев прекрасно знал - ни о какой легальной покупки и речи быть не может. Это все равно что попытаться купить Триумфальную Арку или Тауэр. Говорят, что сторону Марка Фриша приняла жена Виктора Лебедева, Светлана. Работала она врачом-патологоанатомом, и то ли ожесточилась от такой работы, то ли не слишком хорошо понимала настоящую ценность рукописей, о которых шла речь, то ли просто хотелось немного легкой жизни - неизвестно. Факт в том что Виктор Лебедев помог Марку Фришу проникнуть в фонды РНБ.
Фриш посещал библиотеку около года, и за это время вынес около 20 бесценных рукописей. Август 1991 года ему решительно не понравился, и он быстренько исчез с питерского горизонта. Два десятка рукописей обошлись Фришу очень дешево - он купил семейству Лебедевых автомобиль, да водил их по дорогим ресторанам. Учитывая стоимость рукописей, можно сказать, что это было совсем бесплатно.
Далее на горизонте Виктора Лебедева появился некто Иегуда Френкель, подданный Австрии. Он пожертвовал на реставрационные нужды библиотеки аж целых $500, за что получил доступ в хранилище рукописей - ну в самом-то деле, нельзя ведь отказать в такой безделице такому уважаемому меценату! Вдруг да еще $500 даст…
Френкель являлся в библиотеку в специальном плаще - к изнанке был пришит большой карман, в котором мог поместиться даже увесистый фолиант. Сколько было точно вынесено рукописей - не известно, но зато минимум 7 из пропавших (и это на совести пары Лебедев-Френкель) оцениваются в $5 млн.
К 1992 году сильно запахло жареным. Несмотря на общий бардак в стране, раритетные рукописи продолжали оставаться огромными ценностями, и их периодически проверяли. Виктор Лебедев тихо смылся, пока была такая возможность. Он успел уйти из РНБ еще уважаемым и ценным сотрудником.
В 1994 году началось планирование «кражи века» - одной из крупнейших краж в мире, крупнейшей краже древних рукописей. Бывшие покровители и «друзья» Виктора Лебедева торопились - ведь информация о РНБ, которой обладал Лебедев, устаревала с каждым днем. Маленький штришок к портрету - вывоз рукописей за пределы страны должен был обеспечить Дмитрий Якубовский, скандально известный генерал Дима.
Кстати сказать, именно из-за небрежности генерала Димы операция и сорвалась. То ли из-за отсутствия опыта в подобных криминальных делах (Якубовский специализировался больше по финансовой и хозяйственной части), то ли по общей безалаберности характера, но генерал Дима не озаботился об обещанном канале заранее и спохватился только в последний момент.
А сама кража была совершена достаточно легко: «перегрызли» цепь, запирающую ворота, прошли через дворик, отыскали окно с отсутствующим датчиком сигнализации (когда-то во время ремонта датчик был снят, а вот на место его установить забыли, зато Виктор Лебедев о нем помнил - память у него действительно уникальная, в РНБ о ней легенды рассказывают), через окно проникли в хранилище библиотеки. Решетка на окне задержала не более, чем на минуту - достаточно было перекусить проушины, в которые вставлялся висячий замок. Ну а дальше все было совсем просто: хватай побольше (по списку, предварительно составленным все тем же Лебедевым), неси подальше…
Украденные рукописи были оценены в почти $150 млн.
Поймали воров и вернули украденное почти случайно. Любопытство сына хозяев квартиры, которую сняли на несколько дней воры, привело к тому, что он влез в оставленную квартирантами сумку. Обнаружив там книги, о которых кричали и радио, и телевидение, бросился к матери, ну а та уже - в соответствующие органы…
А так как Дмитрий Якубовский прошляпил оперативный вывоз украденных ценностей, то и курьеров, которых он прислал за заветной сумкой, взяли тепленькими.
Виктор Лебедев получил в Израиле за «кражу века» год исправительных работ. Его жена, Светлана, такой же срок - она, кстати, присутствовала при краже. И Виктор Лебедев больше не уважаемый бывший сотрудник РНБ, доктор наук и прочая. Он - уголовник, вор, наводчик…
Грустная история. А все ведь начиналось с благих намерений: создать центр по изучению иудаизма. Но выбранные методы с неизбежностью вели к печальному финалу.
София ВАРГАН