ГлавнаяПерсоналииИсторияДинастия Бернадотов: короли интересного происхождения
Швеция ассоциируется у большинства европейцев не только с суровым климатом и роскошными голубоглазыми блондинками, но и с размеренностью и стабильностью политической жизни. Во многом эту политическую стабильность обеспечивает шведская королевская династия Бернадотов, которая находится на престоле без малого двести лет.
Иногда королем становятся очень неожиданные персоны
Наверное, в генофонде людей, рождающихся в знаменитой Гаскони, исторической области на юге Франции, есть какие-то особенности, которые делают их особенно авантюристичными и при этом удачливыми. Самым знаменитым гасконцем в истории является, конечно, д'Артаньян, персонаж романов Александра Дюма-отца. Однако это персонаж выдуманный, хоть и имеющий реального прототипа. А вот Жан Батист Бернадот, родившийся в гасконском городе По 26 января 1763 года, личность вполне историческая - оттого все его приключения выглядят особенно невероятно. Как младший из пяти детей уважаемой, но достаточно бедной адвокатской семьи (адвокатами во Франции того времени были не-дворяне), Жан Батист в возрасте 17 лет завербовался в армию и к 25 годам стал сержантом - максимально высокий чин, на который он мог рассчитывать при своем происхождении. Но началась Французская революция - Жан Батист Бернадот стал одним из ее верных солдат.
В те времена, если в республиканских войсках офицеры обладали храбростью, военным талантом, авторитетом у солдат и достаточным везением, они быстро продвигались по службе. Всего перечисленного у Бернадота было в избытке - поэтому уже в 1794 году он стал бригадным генералом, а к началу XVIII века был одним из наиболее прославленных полководцев Франции. Под началом Наполеона Бернадот, который самолично добавил к своему имени «Жюль» в честь Юлия Цезаря, отличился почти на всех фронтах, где воевала французская армия, от южной Италии до Скандинавии.
Именно боевым действиям на северных границах Европы Жан Батист Жюль Бернадот обязан коренным поворотом в своей судьбе и в судьбе своих потомков. В Швеции в то время наступил династический кризис: король Карл XIII помешался рассудком, а прямых наследников у него не было. И тогда в 1809 году Регентский совет вспомнил о популярном в Швеции наполеоновском полководце: совсем недавно Бернадот неожиданно милостиво обошелся с побежденными им шведскими войсками. Бернадоту было послано официальное приглашение стать наследником шведского престола при условии принятия лютеранской веры. Наполеон всячески содействовал этому шагу, рассчитывая заполучить Швецию в качестве верного союзника. Однако с 1810 года, когда Бернадот стал регентом, он активно стал защищать шведские, а не наполеоновские интересы - и поэтому в войне 1812 года был союзником не Франции, а России. В 1818 году Жан Батист Жюль Бернадот официально стал королем Швеции под именем Карла XIV Юхана, положив начало династии Бернадотов, царствующей в этой скандинавской стране по настоящее время.
Ничто человеческое королям не чуждо
Нынешним главой дома Бернадотов и королем Швеции является Карл XVI Густав, родившийся 30 апреля 1946 года. Ситуация с его воцарением сложилось довольно странная: его прадед, Густав V, был королем, его дед, Густав VI, был королем - а его отец королем не был. Дело в том, что отец нынешнего монарха, принц Густав Адольф, погиб в авиационной катастрофе через несколько месяцев после рождения наследника и за несколько месяцев до смерти Густава V. Так что когда в 1973 году Карл XVI Густав взошел на трон (став, кстати, в двадцатисемилетнем возрасте самым молодым монархом из династии Бернадотов), он сменил на нем своего деда. Время правления Карла XVI Густава закономерно стало временем определенной демократизации монархии: все-таки на дворе была вторая половина XX столетия. Началось все с того, что монарх выбрал себе в супруги женщину отнюдь не королевских и даже не аристократических кровей: еще будучи наследным принцем, он в 1972 году познакомился с немецкой переводчицей Сильвией Зоммерлат. Начался роман, но королю потребовалось несколько лет, чтобы подготовить общественное мнение и несколько изменить законодательную базу.
Определенные потрясения в консервативном шведском обществе вызвала и ситуация вокруг наследников Карла XVI Густава. Дело в том, что у короля трое детей: в 1977 году родилась принцесса Виктория, герцогиня Вестергетландская, в 1979 году появился на свет принц Карл Филлипп, герцог Вермландский, а в 1982 году к ним присоединилась принцесса Мадлен, герцогиня Хельсингландская и Гестрикландская. По закону о престолонаследии наследницей трона была провозглашена принцесса Виктория, но после рождения принца Карла Филиппа развернулось достаточно широкие общественное движение в поддержку наречения наследником именно его. Шведские консервативные круги хотели видеть на троне именно короля, а не королеву. Пришлось вмешаться риксдагу, шведскому парламенту, и официально подтвердить, что такая процедура невозможна, ибо противоречит Конституции, строго запрещающей любую дискриминацию по половому признаку. Однако по сей день сторонников восшествия на престол Карла Филиппа в Швеции довольно много и они надеются, что в свое время Виктория откажется от трона в пользу брата. Эти вопросы вызывают в Швеции куда больше волнения, чем необходимость оплачивать жизнь королевской семьи из кармана налогоплательщиков: ежегодно на нужды Бернадотов из государственного бюджета выделяется от 10 до 15 миллионов евро.
Александр Бабицкий