ГлавнаяНедвижимостьИнтерьерИсторизм в интерьере: сборная солянка или ностальгия по прошлому
Архитектурный и интерьерный стиль, который называют историзмом или эклектикой, возник в середине XIX века. Великие империи становились славным прошлым, королевские дворы утрачивали свой шикарный блеск, и на первый план выходила буржуазия. И буржуазии, конечно же, хотелось показать себя во всей красе, переделать облик мира по своему образу и подобию, по своим стандартам красоты.
А стандарты буржуазии отличались от стандартов королевских дворов. Что такое жилище короля? Уютным домом это назвать никак нельзя. Это – парадные покои. Королевский дворец предназначен отнюдь не для обычной жизни, это – официальное здание, где вершится высокая политика. Соответственно и оформлен интерьер, ведь даже в королевской спальне проводились официальные приемы. Утренний туалет короля – это не просто встал-умылся-оделся и явил себя миру. Это – событие, участвовать в котором – большая честь.
Ну а что же буржуазия? А буржуазия для официальных приемов, переговоров и прочего имела конторы, которые располагались отдельно от жилых домов. Соответственно, интерьер дома для буржуазии – это отнюдь не нечто парадное, предназначенное напоказ, а – уютность и обжитость, ведь дом – это то место, где живут.
И все же хотелось глобальности, хотелось красоты прошлого, хотелось в буржуазном доме чего-то от прежнего имперского величия. Хотелось ампира и барокко, рококо и ренессанса. В общем, хотелось всего. И, желательно, сразу.
Историзм – это воплощение желания всего и сразу в жизнь. Историзм – это смешение стилей, когда барокко смешано с ренессансом, рококо с ампиром, и все они – друг с другом. Когда кресло в стиле ампир стоит рядом со столом в готическом стиле, а на столе уютно пристроились часы в стиле барокко, и тут же – камин в стиле классицизма, то это – историзм. Если спальня – в стиле ампир, гостиная отдает готикой, а столовая украшена греческими статуями и корзинами с фруктами – это историзм.
На историзм смотрели сверху вниз, слово «эклектика» стало ругательным. И тем не менее этот стиль дал множество оригинальных, неповторимых и очаровательных произведений искусства, в том числе и дизайнерского.
Основная особенность интерьеров в эклектичном стиле заключается в том, что они не являются копией той или иной эпохи. Исторической достоверности тут искать не следует, ее попросту нет. Историзм – это стилизация под определенную, выбранную эпоху. Кроме того, для историзма прошлого было характерно переносить основные признаки больших стилей на «странные», неподходящие, казалось бы, предметы. Например, если вам попалось пресс-папье, которое является точной, но сильно уменьшенной, копией «Мыслителя» Родена, или чернильный прибор в виде «Давида» Микеланджело, то это – историзм.
Стилизация делалась не только с помощью уменьшения или увеличения, но и другими методами. К примеру, изготавливались предметы мебели, не имеющие отношения вообще ни к какому стилю, и украшались резьбой. Резные завитушки a la барокко на «беспородном» буфете – это историзм.
Историзм – это почти пародия, почти гротеск, доходящий почти до абсурда. Но этот стиль очень удачно балансирует на проволоке «почти». Он не скатывается к пошлости или банальному, примитивному, мещанскому китчу.
Историзм – стиль, который популярен и в наши дни. Правда, теперь он называется модным словечком «фьюжн». Древнегреческим словом «эклектика» обозначали смешение стилей, «фьюжн» (fusion) – слово английское, дошло до нас из Америки, и переводится как «слияние», «сплав». То есть, то же самое, что и эклектика, то же, что и историзм.
Правда, есть небольшая разница. Историзм смешивал барокко и ампир, рококо и готику, а фьюж более современен, он взбивает микс из хай-тека и кантри, этнического стиля и стиля модерн. А суть все та же, неизменная суть историзма: взять то, что нравится, и смешать так, как хочется. Правда, есть существенное отличие фьюжн от классического историзма. Фьюжн предполагает большие свободные пространства, аскетическую воздержанность и при этом – неожиданные, «хулиганские» вкрапления в стилистически выдержанный интерьер предметов других стилей. К примеру, если прозрачное пространство, построенное на основе отражающих поверхностей и стекла, дополняется домотканым покрывалом на диван – это фьюжн. Фактически вся стилистическая, прозрачная, однотонная композиция интерьера является фоном для ярких пятен «иностилистики».
А в современных загородных домах интерьеры тяготеют к незамутненному историзму XIX столетия. Правда, и тут есть нюансы. Теперь историзм тяготеет не к слепому копированию предметов старины, а скорее к гротеску. Огромный камин, в котором можно зажарить целого быка (в крайнем случае – упитанного теленка), стилистически совпадает с тяжелыми деревянными балками. Это – наследие эпохи рыцарей и их прекрасных дам, герольдов и Круглого Стола. И тут же – драпировки и экраны в стиле древнего Египта или древней Греции, кариатиды, подпирающие карнизы, и слепые глаза Венер. А на резном ампирном столике тихо примостился телефон. И в довершение гротеска и даже какой-то насмешки над стилем: современный домашний театр напротив «старинного» камина. Вот это и есть современный историзм.
Историзм – это ностальгия, воспоминание об ушедшей красоте и попытка удержать хоть немного. Желание иметь перед глазами хотя бы кусочек прошлого очарования. Пусть не целиком «Мыслителя» Родена, да и где его поместить в современной квартире. Пусть в виде пресс-папье. Но даже такой маленький, «несерьезный» «Мыслитель» способен преобразить интерьер, придавая ему неожиданный акцент и стилистическую завершенность.
София ВАРГАН