ГлавнаяФинансыРоссийский рынокНалоги на автомобили в России: деньги за «лошадей»
Налоги на автомобили в России являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского налогообложения. Долгое время эта область находилась на периферии внимания государства, однако в последние годы правительство всерьёз взялось за автовладельцев. В планах правительства не только увеличение базы налогообложения, но и изменение его характера.
Налог - дело региональное
Ситуация с транспортным налогом в России осложняется тем обстоятельством, что здесь транспортный налог относится к категории региональных. Это означает, что каждый субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает величину налога, порядок и сроки его уплаты, характер ставки налога. Также каждый регион отдельно решает вопрос о наличии и составе льготных категорий налогоплательщиков. Таким образом, каждый субъект федерации на уровне местного законодательства определяет, сколько и по каким именно показателям будет платить владелец автомобиля. Подобными показателями могут быть мощность двигателя в лошадиных силах, масса транспортного средства и само транспортное средство (например, налог на один автомобиль или на один мотоцикл).
Правда, все региональные ставки транспортного налога в России всё-таки зависят от установленных на федеральном уровне норм. В настоящее время на федеральном уровне установлен порядок, в соответствии с которым автомобили облагаются налогом в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах. Следовательно, налог на мощность двигателя должен существовать во всех субъектах федерации, а его размер может меняться, но не более чем в 10 раз в большую или меньшую сторону от федерального стандарта. Установление дополнительных налогов на автомобили в зависимости от иных характеристик является уже сферой ответственности регионального законодательства.
Сколько платить за каждую «лошадку»
На сегодняшний день установлена следующая федеральная «тарифную сетку» налогообложения легковых автомобилей в зависимости от мощности в лошадиных силах (величина налога в 2013 году):
Если ориентироваться на федеральный тариф транспортного налога, получается следующая ситуация. Если владеть автомобилем, мощность двигателя которого составляет, например, 80 лошадиных сил, то величина транспортного налога в соответствии с федеральным стандартом составит 200 рублей. Если же двигатель более мощный, например, 170 лошадиных сил, заплатить придётся уже 850 рублей. При этом налог платится в зависимости от фактической мощности двигателя. То есть если на автомобиль установлен двигатель иной мощности, нежели указан в документах, владелец должен внести изменения в технический паспорт. Следствием этого станет изменение порядка начисления транспортного налога.
Планы на будущее
Впрочем, возможно, в скором будущем все вышеприведённые расчёты в зависимости от лошадиных сил окажутся неактуальными. Дело в том, что российское правительство, в первую очередь Министерство финансов, активно продвигает идею об изменении порядка взимания транспортного налога. Предполагается пойти по европейскому пути, в частности, последовать примеру Германии. В этой стране транспортный налог взимается в зависимости от объёма двигателя в кубических сантиметрах. Это, по мнению сотрудников Министерства финансов, позволит дифференцировать налог на автомобиль в зависимости от его класса.
Правда, многие автовладельцы выступают с иной инициативой изменения налогообложения автомобилей. Они предлагают провести прямую зависимость величины налога от стоимости транспортного средства - чем дороже машина, тем выше налог. Правительство также рассматривает некий промежуточный вариант, о чём свидетельствует предложение повысить налог на автомобили , мощность которых составляет 410 лошадиных сил и более. В основном это автомобили престижных брендов, внедорожники и тому подобные. С них предлагается взимать повышенный налог в 300 рублей за каждую лошадиную силу.
Александр Бабицкий