ГлавнаяФинансыРоссийский рынокБанкротство физических лиц
Современные экономические отношения достигли такого уровня развития, при котором процедура банкротства не является чем-то катастрофическим. Банкротство в нынешних условиях это процедура перехода собственности от того, кто не смог ею эффективно воспользоваться, к тому, кто попытается это сделать и извлечь из собственности выгоду. Однако процедура банкротств имеет ряд национальных особенностей. Так, в нашей стране через банкротство могут пройти юридические лица и частные предприниматели, а вот физические лица банкротами в России стать не могут. Однако, судя по всему, оставаться таким положение вещей будет недолго.
Вопрос о том, что нужно расширить законодательную базу процедуры банкротства, был поднят ещё в докризисные времена, пару лет назад. Инициатором этого выступило само государство, вынужденное реагировать на стремительный рост отечественного рынка потребительского кредитования. С одной стороны, общедоступность кредитов для потребительских нужд позитивно сказывалось на уровне жизни населения. Но была и другая сторона медали - огромное количество взятых населением кредитов попросту не возвращалось, темпы роста объёмов невозвращённых кредитов в какой-то момент стал превышать объёмы кредитов выдаваемых. Это ложилось значительным бременем на банковскую сферу и вело к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. Так что именно эта ситуация и послужила импульсом для рассмотрения вопроса об изменении законодательной базы в сфере имущественных отношений в целом и процедуры банкротства в частности. Именно появление возможности «обанкротить» физическое лицо, не вернувшее кредит, могло бы позитивно отразиться на состоянии банковской системы.
Поэтому уже с начала прошлого года Министерство экономического развития начало разработку законопроекта, который позволял бы признать физическое лицо - гражданина Российской Федерации неплатёжеспособным. Официальным бюрократическим языком этот проект называется «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». В конце августа текущего года Минэкономразвития представил в Государственную Думу уже дополненный и скорректированный вариант законопроекта. Основное содержание законопроекта заключается в следующем.
Начало процедуры банкротства физического лица может быть инициировано как кредитором, так и самим заёмщиком: для этого нужно подать в суд заявление о неплатёжеспособности гражданина, если просроченная задолженность за полгода превышает 50 тысяч рублей. Судебные органы производят проверку обоснованности заявления и соответствия содержащихся в нём фактов действительности. После этого суд объявляет о запуске по отношению к физическому лицу конкурсного производства, а также устанавливает мораторий на предъявление требований к должнику. Это делается для того, чтобы была возможность найти оптимальные варианты дальнейших расчетов с кредиторами.
В законопроекте предусмотрена мера по предотвращению использования процедуры банкротства самим должником в корыстных целях (например, для прекращения выплат по кредиту): заявление о банкротстве заёмщик может подать лишь при наличии средств на выплату двухмесячного вознаграждения арбитражному управляющему. После выполнения всех этих действий задолженность решением суда может быть реструктурирована на срок до пяти лет. Есть два варианта дальнейшего развития событий. Согласно первому (и, как утверждает большинство экспертов, наиболее вероятному в случае с физическими лицами), должник выполняет утверждённый план реструктуризации долга и по истечении оговоренного срока освобождается от долга и от всех ограничений, наложенных в связи с судебным разбирательством и процедурой банкротства.
Второй вариант предусматривает невозможность физического лица погасить задолженность и после назначенного судом срока. В таком случае арбитражный суд выносит определение о признании его банкротом и об открытии реального конкурсного производства, в ходе которого имущество должника распродаётся, а полученные по итогам торгов средства передаются кредитору или, если кредиторов было несколько, распределяется между ними соответственно доле каждого.
Нужно отметить, что законопроект кажется драконовским по отношению к населению лишь на первый взгляд. Он не ставит своей целью непременное разорение каждого недобросовестного в финансовых вопросах гражданина, главная задача в придании имущественным отношениям цивилизованного характера. Для должника будет создана своеобразная правовая и имущественная «подушка безопасности». Так, в состав имущества, которое подлежит реализации в случае признания гражданина банкротом, не входит единственная имеющаяся у физического лица недвижимость, пригодная для проживания. Кроме того, должнику должны будут оставить определенную сумму денег, предметы домашней обстановки и бытовую технику; однако всё это не должно в сумме стоить более 30 тысяч рублей.
Александр Бабицкий