ГлавнаяФинансыРоссийский рынокСеньораж: сколько стоят деньги?
Эмиссия денежной массы – достаточно прибыльный бизнес, поэтому в ряде стран государственные банки и казначейства никак не могут поделить сферу влияния в этой области. Доход от эмиссии денег, выраженный в разнице между стоимостью производства денежных знаков и их номинальной стоимостью, обозначается понятием «сеньораж».
Оно возникло еще в средневековой Европе, когда правом чеканить монеты для моно- или биметаллического обращения обладал только сюзерен или сеньор. Доход, образовавшийся за счет диспропорции между реальной стоимостью золота или серебра и номинальной стоимостью монет, он забирал себе в качестве налога. Иногда сеньоры прибегали к услугам частных монетных дворов, и в таком случае расплачивался с его хозяином частью драгоценного металла. Она составляла некий валовый сеньораж, который, в свою очередь делился на брассаж – доход владельца монетного двора и чистый сеньораж – непосредственный доход заказчика. Примерно с XVI века в Европе функцию чеканки монет взяли на себя короли. Далекие от понимания законов инфляции, они выпускали столько денег, сколько им хотелось, что приводило к переизбытку денежной массы на руках у населения и росту цен.
Сеньораж и фиатные деньги
В условиях так называемых фиатных денег сеньораж может давать тысячекратную прибыль. Под фиатными деньгами понимаются деньги, реальная стоимость которых не привязана ни к каким материальным стандартам, а просто установлена авторитетом и властью государства. Фактически все мировые валюты в наше время являются фиатными деньгами. В Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится о том, что банковские билеты и монеты, выпущенные Банком России, являются единственным законным средством для осуществления наличных платежей на территории Российской Федерации.
Всем известно, что денежные купюры изготовлены из бумаги, а ее истинная стоимость не эквивалентна нарицательной стоимости банкноты. Если стоимость печати одной стодолларовой купюры составляет, к примеру, десять центов, то сеньораж при ее выпуске достигнет 99 долларов 90 центов. Эта прибыль присваивается Федеральной резервной системой США. Банк Англии неплохо зарабатывал на эмиссиях до 1946 года, пока не был объявлен «публичной организацией, полностью принадлежащей правительству».
Еще более выгоден сеньораж при выпуске электронных валют, ведь электронные денежные единицы фактически не имеют себестоимости, и эмитент получает стопроцентную прибыль. А чеканка монет номиналом от одной до десяти копеек постепенно перестает приносить государству доход, поскольку на них расходуется слишком много металла. Его реальная стоимость не окупается номиналами изготовленных монет.
Инфляционный налог
Сеньораж нередко путают с родственным ему понятием «инфляционный налог». Это условное обозначение для экономического ущерба, причиняемого в процессе инфляции держателям наличных денег. Кто-то из аналитиков метко назвал инфляционный налог «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения.
Механизм действия инфляционного налога несложен. Центральные банки ради обеспечения государственного кредита выпускают дополнительные объемы банкнот и увеличивают циркулирующую на рынке денежную массу. Резонансом на такую политику, как правило, выступает ухудшение экономических условий. За счет изменения в реальных балансах денег и возникает инфляция. Каждый, кто вынужден в ее условиях совершать операции с деньгами, невольно становится плательщиком инфляционного налога. Потребители с высоки уровнем дохода оказываются перед инфляционным налогом на положении «льготников»: у них есть ценное имущество, стоимость которого индексируется с учетом инфляции, а свободную наличность они могут вкладывать в товары длительного пользования.
К инфляционному налогу государство вынуждено прибегать как к крайней мере, позволяющей хоть как-нибудь покрыть бюджетный дефицит. Предполагается, что другие источники пополнения казны, в том числе прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности уже не дают желаемого результата.
Светлана Усанкова