Как институт прописки погубил СССР: движение – это жизнь

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяНедвижимостьНедвижимость в РоссииКак институт прописки погубил СССР: движение – это жизнь
19.05.2017 00:00

как институт прописки погубил СССРЕсли паспорт — главный документ, удостоверяющий личность, то кем был человек в Советском Союзе без паспорта? Гражданином ли? И советским ли? Советским гражданином человек был не потому, что у него имелся паспорт, а потому, что он родился и жил в стране (об этом говорилось в ст. 10 Закона о гражданстве СССР). Но если не было прописки?

alt

Некоторые правила

На это можно ответить: что тут рассуждать — пойди пропишись. Прописка зависела от еще одного постановления — «О некоторых правилах прописки граждан» (СП, 1974, № 19, ст.110). Почитайте эти правила и прикиньте свои шансы на получение прописки в СССР. Тем самым вы оцените и свои реальные шансы на собственный выбор места проживания, места и характера работы.

прописка в СССР

Из этих правил вы узнаете, что, независимо от размера жилой площади, супругу разрешалось прописаться на жилую площадь другого супруга, детям — к родителям, брату — к сестре, (но только, если они не имеют своих семей) и так далее и тому подобное. Жуть берет при мысли, что без этого юридического документа жену бы не пустили к мужу, детей к родителям, брата к сестре. А уж о племянниках там или о любимой тетушке, об иных родных и близких и речи нет. Милиция не разрешала.

alt

Паспорт и право на образование

Еще одно советское фундаментальное право — право на образование (ст. 45 Конституции СССР). В советское время не редкость были объявления о приеме заявлений от желающих поступить на учебу в техникумы, вузы с небольшим примечанием: «Заявления принимаются от граждан, имеющих постоянную (ленинградскую, киевскую, тульскую, рязанскую и так далее) прописку». При том, что еще одна статья Конституции (ст. 34) говорила о том, что граждане «равны перед законом независимо от места жительства». И речь идет о самых важных — социальных и экономических правах — праве на труд и праве на образование. Паспортное законодательство СССР не просто было непродуктивно — оно было антиконституционно.

право на образование в СССР

Паспорт как удостоверение личности, то есть документ, реально очень удобный. И для того, чтобы получить денежный перевод и вообще удостоверить, что конкретный человек является именно тем, за кого себя выдает. Речь идет о другом — об институте прописки, то есть о «прикреплении» гражданина при помощи паспорта к месту его проживания. Неясно, каким целям служило правило, согласно которому все взрослое население страны подлежит регистрации в органах внутренних дел.

alt

Социальная мобильность и результаты ее отсутствия

Общество иногда сравнивают с огромным организмом, где все его элементы связаны между собой. И если здоровье человеческого организма зависит от правильного функционирования его органов, от нормального обмена веществ, правильной циркуляции крови, от нервных импульсов, то и здоровье социального организма зависит от свободной, нормальной циркуляции идей, людей, информации, материалов и энергии. Все, что препятствует такой циркуляции, ведет к застою и параличу. Для человека закупорка сосудов - это инфаркт или инсульт. Для общества «закупорка» каналов перемещения людей, (а тем самым идей, информации, рабочей силы) ведет к застою, социальному «инсульту». СССР во многом развалился из-за этого. В условиях конкуренции страна развивается. Когда нет новых людей, научных идей, пускай ошибочных, но мнений - страна погибает. Прописка как бы удерживает талантливого человека на месте, не дает ему развиваться. Не развивается и общество. Такая система разваливается сама.

социальная мобильность

В защиту института прописки выдвигали основной аргумент, так оказать, утилитарного порядка: города перегружены, снабжение неодинаково, что же это будет, если все кинутся в города (в Москву, Ленинград, Киев и другие)? Но одной из важных характеристик общества является социальная мобильность его гражданина. Это его способность перемещаться как по территории страны, так и в социальном отношении (из одного класса в другой, из одной социальной категории в другую).

Степень, уровень и направления социальной мобильности — важный показатель темпов и характера социального развития общества. Чем более динамично развивается оно, тем больше ему требуются быстрые, беспрепятственные потоки социальной мобильности в точках роста социальной структуры. Ноль социальной мобильности граждан — ноль социального развития общества. Застой, стагнация — минимум социальной мобильности.

И если институт прописки тормозит социальную мобильность людей, то главный удар при этом приходится на молодежь. Именно молодым важно было занять свое место в обществе, войти в него полноправными тружениками, обзавестись семьей, домом, имуществом. Общество подобно потоку: если река течет — она свежа, она питает землю. Если же поперек плотина, то результат — застой, болото, гниение. «Молодым везде у нас дорога» - подобные лозунги были лишь пустыми словами.

alt

Урбанизация общества и ее последствия

Общество обречено было стать урбанизированным. Этот процесс шел необратимо и неостановимо. Попытки сдержать его искусственным, административным путем в СССР привели к качественным потерям в ходе этого процесса. Если в город приходят и естественным образом поселяются, оседают там те, кто по возрасту и по профессии наиболее продуктивен, умен, талантлив, предприимчив, инициативен, тогда города (и все общество) процветают. Если же, например, низкий уровень механизации и автоматизации производства создает в городе дефицит физического труда, административные меры (завоз лимитчиков) ведут к включению в городское население соответствующих категорий работников.

урбанизация общества в СССР

Если на учебу, на работу люди попадают не по уму, таланту и прилежанию, а по их соответствию правилам прописки, то города неуклонно теряют свою роль лидеров научного, технического и культурного прогресса. В Советском Союзе имела место дискриминация «иногородних» — дискриминация в точном, буквальном смысле слова. Соревнование умов заменялось соревнованием паспортов, а умение трудиться было ничем по сравнению с умением «пробить прописку».

В области экономических отношений прописка выполняет важную социальную роль. Она служит точным и адекватным проявлением внешнеэкономического принуждения к труду — этого неотъемлемого атрибута командно-административной системы. Работник подчас соглашается трудиться не потому, что ему по справедливости оплачивают результаты его труда, а «за прописку». С другой стороны, он лишается и свободы требовать для себя такой оплаты из-за страха эту прописку потерять. Все так. Цель достигнута. Работник прикреплен. Беда, однако, в том, что, «прикрепившись», такой работник теряет всякую инициативу работать лучше, производительней. Да и само предприятие лишается стимула менять плохих работников на хороших, еще неизвестно — пропишут их или нет (скорее всего нет).

урбанизация общества

Так жила вся страна. А коррупция? Этот непременный спутник любой экономической деградации. Фиктивные браки, взятки за штамп и прочие преступные действия - даже удивительно, что страна продержалась так долго.

Паспортный режим не только постоянно делит граждан на две неравноправные категории (на тех, кто «с пропиской», и тех, кто «без»). Он служит механизмом постоянного воспроизводства обездоленной категории граждан (тех, кто «без прописки»). Убыв по самым разным причинам с места жительства (немыслимо прожить всю жизнь там, где родился) и не попав заново в жесткую обойму прописочного режима, человек (неповинный ни в чем на свете) практически исключается из числа равноправных граждан. Если же он еще и из числа «подвергавшихся» (уволенных с работы, побывавших в ЛТП, отбывших наказание и так далее), он нередко начинает бесконечный бег по кругу, подчас пополняет ряды «лиц без постоянного места жительства». Именно в СССР, задолго до пресловутых 90-х, появился даже особый термин — бомж. Это изгои общества. Их было не единицы, не десятки тысяч, а сотни и сотни тысяч по стране.