Банк представляет собой финансовое учреждение, сам смысл существования которого заключается в его функциональной составляющей. В самом деле, в существовании банков не было бы никакого смысла, если бы не ряд специфических финансовых и кредитных услуг, оказываемых им как физическим лицам (населению), так и юридическим лицам (организациям, предприятиям, компаниям). Это и есть базовая функция банков, однако существует сложная система функций, о которой в современном мире следует иметь хотя бы начальное представление.
Не бывает разговора о современной мировой экономике, в котором в том или ином контексте не упоминалась бы глобализация. То, что глобальные экономические процессы стали, как никогда, взаимозависимы и определяют жизнь каждого государства на планете, является уже неоспоримым фактом. Однако экономическая глобализация формально выражается пока лишь небольшим числом официальных учреждений. Самым известным из уже существующих, конечно, является Всемирный банк.
Взаимоотношения клиентов-вкладчиков с разнообразными банковскими учреждениями – тема, не теряющая своей актуальности с течением времени. На протяжении пяти тысячелетий банковские системы развивались, эволюционировали, видоизменялись. Однако, единственным, по сути, критическим вопросом, возникающим у потенциального вкладчика, равно как и у клиента банка Месопотамии прошлой эры, является вопрос о надежности банковской организации. Банки Украины – кому стоит доверять?
Российская банковская система состоит из двух уровней: один из них представлен совокупностью коммерческих банков и кредитных организаций, а второй – Центральным банком страны. В Российской Федерации уставный капитал Центробанка, как и прочее его имущество, считаются собственностью государства, хотя в выборе финансовых стратегий он волен проявлять полную самостоятельность. Для большинства других стран мира характерны негосударственные статусы центральных банков.
В представлении российских обывателей швейцарская банковская система всегда ассоциировалась с надежностью и респектабельностью. Маленькому государству под названием Швейцария действительно удалось стать мировым финансовым брендом. Туда стекаются капиталы со всех уголков земли, а финансово-кредитная система объединяет более пятисот профильных организаций. Уровень конфиденциальности банковских вкладов в швейцарских банках выше всякой конкуренции.
Всевозможные бизнес-словари определяют банковский надзор в основном как контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков. Последние формально имеют статус коммерческих кредитных организаций, но, по сути, осуществляют полномочия государственного ведомства. Российская модель центробанка предполагает его участие в денежно-кредитной политике министерства финансов. То есть получается, что банковский контроль в России происходит под чутким руководством государства.
Как и любой другой вид деловой деятельности, банковская деятельность в современном обществе нуждается в специальной правовой базе, в банковском законодательстве, которое будет учитывать особенности этой важнейшей части экономической системы. Особенность ситуации определяется тем, что банковская сфера настолько специфична в сравнении с остальными сферами экономики, что и регулирующие её правовые акты должны быть созданы непосредственно для неё, общеэкономические механизмы здесь не будут работать с максимальной эффективностью.
Путь иностранного банковского капитала в Россию всегда начинался с первопрестольной, что вполне логично: иностранные банки в первую очередь интересуются состоятельными клиентами, а максимальный уровень благосостояния могут продемонстрировать только жители столицы. К тому же, в отличие от провинциалов, они более космополитичны в своих предпочтениях. Обслуживание в иностранном банке для них – вопрос статуса.
Не все банки равны перед Богом и людьми, и не каждый банк способен удовлетворить требования особо состоятельных клиентов. Но те немногие банки, которые соответствуют высоким критериям финансовой элиты, имеют ряд общих характеристик, среди которых – значительная величина активов под управлением, высокая рентабельность и благоприятное соотношение клиентов и менеджеров с существенным перевесом первых.
Кризис это всегда проблемы. Вроде бы потерявший свою прежнюю остроту, но по-прежнему продолжающийся финансово-экономический кризис не является исключением, проблем от него хватает во всех сферах жизни, и не только в экономической. Но есть отдельные направления, которые пострадали в наибольшей степени, и к таковым в первую очередь относится банковская сфера. Со второй половины 2008 года в нашей стране вспомнили понятие, которое прежде широко не употреблялось на протяжении нескольких лет – «проблемные банки».
|