ГлавнаяФинансыМировой рынокВыход на IPO: преимущества и недостатки
Наблюдая за тем, как взлетают цены на акции корпораций, которые получили статус публичных, владельцы и партнеры частных компаний нередко начинают думать, что IPO - это верная дорога к богатству. Первичное публичное предложение часто рассматриваются как возможность обеспечить компании дополнительное финансирование и, возможно, по пути сделать некоторых членов высшего руководства миллиардерами или хотя бы мультимиллионерами. На самом деле, надежды не одного предпринимателя и менеджера разбились после выхода на IPO. Принимая решение следовать тем или иным путем, всегда нужно помнить не только у тех, кто успешно его прошел, и о тех, для кого этот путь оказался последним.
IPO действительно может быть эффективным способом заработать немалые деньги для дальнейшего развития бизнеса. Но прежде чем начинать подготовку к выходу на IPO, которая требует много сил, времени и финансовых средств, необходимо тщательно взвесить все достоинства и недостатки этого шага.
Выход на IPO - достоинства
Благодаря вливанию денег, заработанных на IPO, компания сможет позволить себе значительное расширение бизнеса, поглощение, обновление технологической базы, не отягощая себя долговыми обязательствами. Многие компании также тратят полученную от IPO прибыль на маркетинг и рекламу, на наем более квалифицированных сотрудников, на исследования и развитие новых продуктов и услуг - словом, на все, что может повысить эффективность и прибыльность бизнеса.
Благодаря вырученным от IPO деньгам можно будет выплачивать дополнительные компенсации держателям акций, основателям, владельцам, инвесторам, старшему руководству и сотрудникам компании, которые также владеют акциями. При найме высококвалифицированных востребованным сотрудников компания может предложить им не только зарплату, но и акции - это значительно повышает вероятность того, что человек решит работать именно в этой компании. Наконец, увеличение прибыли компании в целом позволяет увеличивать и зарплаты, а значит, удерживать и мотивировать сотрудников.
После того, как компания сделала первичное публичное предложение, она может снова выпускать акции, чтобы обеспечить дополнительное вливание денег в бизнес. Публичной компании, акции которой успешно продаются, намного легче получить крупный кредит и с меньшей процентной ставкой. Такая компания имеет большее влияние на своих партнеров, ее привлекательность в глазах клиентов повышается. Имидж компании, чьи акции продаются на известных биржах, в целом лучше, чем у частных компаний - во многом потому, что публичную компанию закон обязывает проводить регулярные аудиторские проверки, а значит, ее финансовая деятельность более прозрачна.
Выход на IPO - недостатки
После того, как компания станет публичной, информация о ее деятельности станет открытой для правительства и широкой общественности. Станут обязательными периодические аудиторские проверки, квартальные и годовые отчеты. Тот факт, что финансовая и другая информация находится в свободном доступе, иногда может быть не в интересах компании. Например, если внимательно читать отчеты, можно получить достаточно ясное представление о денежных потоках и кредитоспособности компании.
На компанию смогут влиять многочисленные держатели акций. Обычно не в их интересах вызывать трудности у руководства, но в некоторых случаях даже один акционер может создавать серьезные проблемы.
Подготовка к выходу на IPO сложна, требует много времени и денег. Над IPO работают юристы, андеррайтеры, бухгалтеры и высшее руководство компании; часто приходится нанимать независимых консультантов. В некоторых случаях подготовка IPO занимает больше года, хотя в большинстве случаев на это требуется около четырех месяцев. За этот период бизнес и рынок могут подвергнуться серьезным изменениям; иногда после сложной подготовки оказывается, что момент для IPO не самый подходящий.
На руководство компании будет постоянно давить необходимость получать ежеквартальные прибыли. Если компания не сможет справляться с поставленными задачами, цена акций с большой вероятностью упадет.
После выхода на IPO назначается так называемый «закрытый период», на протяжение которого текущие держатели акций не могут продавать свои акции. За это время цены на акции могут упасть по множеству причин.
Со стороны IPO может казаться для достаточно больших компаний одним из самых привлекательных способов получения прибыли и улучшения имиджа. Иногда это действительно так, но выход на IPO - очень ответственный и рискованный шаг, и делать его стоит только после тщательного анализа ситуации в самой компании и на рынке ценных бумаг.