ГлавнаяФинансыМировой рынокПодготовка компании к IPO: этапы и стандарты
Первичное публичное предложение или IPO можно рассматривать как достаточно точный индикатор успеха компании. Для многих компаний обретение статуса публичной компании - это больше, чем просто начало продажи своих акций. Это сигнал миру, что бизнес вышел на уровень, достижимый не для всех. Поэтому IPO является целью многих предпринимателей - оно не только дает возможность привлечь в компанию дополнительные средства, но и является крайне важным для имиджа. А недооценить значение имиджа в мире бизнеса практически невозможно.
Однако сегодня IPO - не только выгодное, но и очень дорогое дело, особенно если осуществлять его на американских площадках, куда стремятся многие компании. Выход на IPO может стоить компании более двух миллионов долларов; кроме того, андеррайтеры получат возможность предложить акции своим избранным клиентам по исходной цене и заработать на сделке. Ниже мы расскажем о достоинства и недостатках IPO, о том, каким компаниям стоит делать первичное публичное предложение, и как это осуществить.
IPO: для чего это нужно вашей компании
IPO - одно из самых значительных событий в жизненном цикле компании. Капитал, заработанный на успешном первичном размещении акций, может быть использован для расширения бизнеса на новые рынки, для поглощения других компаний, для привлечения новых талантливых сотрудников. Кроме того, важен фактор престижа. То, что вы являетесь публичной компаний, мгновенно облегчает налаживание контактов с потенциальными инвесторами и деловыми партнерами, повышает доверие к вам. За это придется заплатить ослаблением контроля над делами компании и кое-чем еще.
Преимущества IPO
Недостатки IPO
Самым большим недостатком смены статуса компании с частной на публичную обычно оказывается, в той или иной степени, потеря контроля над бизнесом. После IPO к руководству будет предъявляться больше формальных требований, из-за чего ведение бизнеса станет более сложным.
Публичная компания должна регулярно составлять отчеты, в которых отражается такая информация о продукции, клиентах, договорах с клиентами и руководстве, которую частные компании предоставлять кому-либо не обязаны.
В худшем случае группа инвесторов может приобрести большую часть акций и начать контролировать дела компании.
Если IPO пройдет неудачно, это может плохо отразиться на имидже компании.
Выход на IPO - каким компаниям это подойдет
Не каждая компания может выйти на IPO, и не каждой это нужно. Существует ряд факторов, которые нужно учесть, прежде чем обращаться к банкирам. В число этих факторов входят: соответствие определенным финансовым стандартам, установленным на разных биржах, открытость рынка для IPO вообще, и в конкретном секторе - в частности, а также же то, насколько стратегия IPO подходит компании и может помочь в осуществлении ее планов.
Финансовые стандарты
Прежде чем рассматривать саму возможность выхода на IPO , необходимо убедиться в том, что компания соответствует финансовым требованиям, установленным на той бирже, где планируется получить листинг. Например, если компания хочет разместить акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, ее суммарный доход до выплаты налогов за последние три года должен составлять не меньше 10 миллионов долларов. Прибыль до выплаты налогов за два предыдущих года при этом должна быть не менее 4 миллионов, или по два миллиона в год.
Чтобы получить листинг на NASDAQ Global Select Market, компания должна заработать за три года до планируемого IPO в общей сложности не менее 11 миллионов долларов, а за каждый из двух предыдущих лет - не менее 2.2 миллионов.
У NASDAQ есть и альтернативные площадки, с менее строгими финансовыми требованиями. Для листинга на NASDAQ Global Market прибыль компании за последний год должна составлять не менее 1 миллиона долларов, на NASDAQ Capital Market барьер еще ниже - 750 тысяч долларов.
Крупным компаниям, которые не проходят тест на прибыль до выплаты налогов, биржи могут предлагать альтернативные стандарты для листинга, основанные на оценочной стоимости компании, денежных потоках, и других показателях. Кроме того, по правилам SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) перед тем, как стать публичной, компания должна предоставить аудиторские отчеты о своей деятельности за последние три года. Поскольку обычно информация о финансовой деятельности сохраняется, составить отчеты может и задним числом, хотя это обойдется недешево.
Выбор правильной стратегии IPO
Даже если компания соответствует минимальным финансовым требованиям для листинга, это не означает, что IPO действительно в ее интересах. Эксперты говорят, что выход на IPO оправдан для компаний, которые развиты настолько, что могут с известной долей уверенности прогнозировать свою прибыль и рост в будущем. Маленький бизнес обычно гораздо менее стабилен, а на открытом рынке очень высоко ценится предсказуемость.
Другой важный фактор - это рыночная капитализация. Если рыночная капитализация мала, первичное публичное размещение акций не принесет компании большой пользы.
Особенности рынка
Еще один фактор, от которого во многом зависит успешность первичного публичного размещения акций - это «аппетит» рынка на IPO. В 2008 году рынок IPO пережил самое серьезное снижение за последние 30 лет: в США на IPO вышла только 31 компания. Для сравнения, в 1999 году публичной продажу акций начала 477 компаний, более половины из них - с венчурным капиталом. В последние годы интерес к IPO снова начал увеличиваться, однако инвесторы склонны проявлять большую осторожность - сегодня мало кто будет не глядя вкладывать деньги в высокотехнологичные компании: финансовый кризис, видимо, хорошо преподал свои уроки.