Анализ IPO Facebook: начало конца

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыМировой рынокАнализ IPO Facebook: начало конца
31.12.2012 00:00

анализ IPO FacebookВ большинстве случаев первичное публичное предложение (IPO) высокотехнологичной компании - знаменательное событие, а для кого-то даже повод для праздника. Предполагается, что IPO означает новое начало, когда основатели, владельцы и высшее руководство, наконец, начинают получать прибыль от бессонных ночей, и переходят в класс нуворишей. Одно время в экономике, кажется, наметился очередной всплеск - IPO, слияния и поглощения образуют непрерывный круг развития и обогащения между Уолл-стрит и Кремниевой долиной. Однако IPO Facebook, стартовавшее 18 мая 2012 года, стало еще одним напоминанием об «эпохе мертвых денег», в которую мы живем. Оглядываясь назад, можно увидеть публичная компания Facebook была обречена на неудачу с самого начала.

Первичное публичное предложение

На своем IPO Facebook, ранее частная компания, планировала заработать деньги путем акционерного финансирования. За свои вложенные деньги инвесторы получают акции, и становятся владельцами части бизнеса. Сегодня инвесторы Facebook могут продавать и покупать акции на бирже NASDAQ. До того, как акции поступили в открытую продажу, в Facebook заявляли о планах заработать на IPO не менее 12 миллиардов долларов, а стоимость самой корпорации, по оценкам, составила 100 миллиардов долларов. Чтобы осуществить IPO, компания Facebook наняла в качестве андеррайтеров JPMorgan, Morgan Stanley и Goldman Sachs. Специалисты этих компаний установили первоначальную цену за акцию - 38 долларов.

Для крупных банков IPO Facebook было очень успешным. Под «успешностью» здесь подразумевается то, что почти мгновенно после начала торгов цена акций взлетела до 45 долларов. Однако, достигнув этой отметки, в течение недели стоимость опустилась до 26 долларов. Разумеется, инсайдеры успешно продавали акции по 45 долларов наивным индивидуальным инвесторам, которые поддались царившей на рынке истерии. К тому времени, как дым ажиотажа окончательно рассеется, руководство Facebook переедет в еще более шикарные дома, пересядет на машины, напичканные новейшими технологиями, а жирные коты с Уолл-стрит будут пускать колечки дыма из дорогих сигар и рассуждать на телевидении о непредсказуемости рынка.

Что-то подобное мы уже видели. И даже не раз.

Приготовьтесь к рецессии

Это IPO явно не было поводом не праздника; скорее, его можно описать как полностью провальное - хотя и не для всех. Дорожное шоу было успешным, и, отчасти, благодаря нему создался искусственный спрос, который повел за собой мгновенный, стремительный рост продаж и стоимости акций, что нередко оказывается тревожным сигналом.

Впрочем, первичное размещение могло бы пройти еще хуже, если бы оно состоялось в 2011 года или хотя в самом начале 2012 года. В прошлом году мы наблюдали парад Web 2.0, когда в разряд публичных под звуки фанфар перешли такие компании, как Pandora, Groupon и Yelp. Фанфары быстро умолкли. Акции Groupon за первую неделю торгов в ноябре 2011 года взлетели до 31 доллара, после чего началось стремительное снижение. Сегодня цена одной акции компании колеблется в районе 9 долларов. Инвесторы, кажется, уже определились с приоритетами, и быстро отказывают в поддержке корпорациям, которые не могут приносить значительные прибыли.

К сожалению, для Facebook, в фундаменте американской экономике появились глубокие трещины, а Европейский союз уже стоит на грани полного финансового коллапса. Несмотря на усилия по обе стороны Атлантики, ситуация пока лишь продолжает усугубляться. Монетарная политика Центрального банка оказалась слишком тупым инструментом, неспособным направлять капитал в конкретные каналы. Если рецессия, как и предполагается, окажется неизбежной, доходы корпораций вместе с ценами на акции будут падать еще быстрее, чем это происходит сейчас.

Итоги

После неудачного IPO стоимость Facebook по оценкам экспертов по-прежнему высока - она составляет 76 миллионов долларов. Известное правило Питера Линча гласит, что, если цена акций справедлива, соотношение их цены к прибыли компании должно быть меньше одного. Согласно такому расчету, в течение следующих пяти лет Facebook придется каждый год удваивать свои доходы, чтобы оправдать нынешнюю стоимость акций.

Согласно ограниченной информации о деятельности компании, в 2009 году ее доход составил 229 миллионов долларов, в 2010 году - 606 миллионов, а в 2011 году - 1 миллиард. В первом квартале 2012 года компания заработала 205 миллионов - не намного, но все же заметно меньше 233 миллионов долларов, заработанных за тот же период 2011 года. С точки зрения потенциальных инвесторов, снижение прибылей происходит в худшее для этого время.

Уже сегодня можно со значительной долей уверенности сказать, что Facebook не сможет постоянно увеличить рост доходов или даже поддерживать его на достаточно стабильном уровне за счет имеющейся сейчас армии пользователей, в которой - 901 миллион пользователей, посещающих сервис как минимум раз в месяц. В Facebook уже признали, что сайт приносит все меньше доходов от рекламы из-за того, что пользователи заходят на него со смартфонов. Количество рекламных объявлений, которые помещаются в экран размером, приблизительно, 8 на 10 см, ограничено.

К сожалению, IPO Facebook и его удручающие результаты - еще один знак времени. Сегодня политический и экономический ландшафт замусорен бизнес-планами, социальными программами и риторикой, которые сами по себе выглядят неплохо, но в реальности не дают результатов. Что еще хуже - очевидно, что пока никому не ясно, как можно изменить ситуацию.