IPO акций: на пути к публичности

Luxurynet - мир роскоши

Назад Домой
ГлавнаяФинансыМировой рынокIPO акций: на пути к публичности
03.01.2013 00:00

IPO акцийIPO акций - это публичное первичное предложение, или размещение акций. Когда компания проводит IPO, ее акции становятся доступными широкому кругу инвесторов, и она становится публичной.

IPO - один из важнейших инструментов, при помощи которых компания может заработать деньги для дальнейшего развития (расширения и/или модернизации бизнеса, создания новых продуктов, найма дополнительного персонала, и так далее).

На рынке акций можно выделить две части:

  • Первичный рынок, где инвесторам предлагаются только что выпущенные акции;
  • Вторичный рынок, где инвесторы покупают акции и предыдущих покупателей, а не у представителей эмитента (компании, выпустившей акции).

Итак, сначала акции попадают на так называемый первичный рынок, где андеррайтеры компании-эмитента продают их крупным инвесторам. После этого компания получает деньги и выдает инвесторами сертификаты о покупке акций. IPO акций - это один из способов смены статуса компании с частной на публичную.

Поскольку процедура выхода на IPO довольно сложна и трудоемка, компания-эмитент нанимает один или несколько инвестиционных банков в качестве андеррайтеров, которые берут на себя значительную часть работы. Кроме того, банкам легче найти крупных инвесторов - как правило, это клиенты инвестиционных банков, которым в первую очередь и делается предложение по покупке акций. Инвесторы, как правило, быстро продают акции - сразу после того, как было сделано первичное публичное предложение, спрос бывает очень высоким, и стоимость акций стремительно увеличивается.

Основные этапы первичного размещения акций

Компания, планирующая выйти на IPO, заключает договор с андеррайтерами; в сотрудничестве с ними составляется регистрационное заявление, в которое входит проспект эмиссии, содержащий очень подробную информацию о компании. В ходе рассмотрения заявление в проспект могут быть неоднократно внесены изменения и поправки.

Андеррайтеры и представители компании проводят так называемое «дорожное шоу», в ходе которого стараются убедить потенциальных инвесторов в том, что покупка акций будет для них выгодна.

Когда компания получает официальное разрешение на проведение IPO, ее руководство и андеррайтеры определяют начальную цену акций - как правило, он находится в пределах того ценового диапазона, который был указан в первоначальном варианте проспекта эмиссии.

Акции продают крупным инвесторам, которые затем, как правило, перепродают их по более высокой цене.

Почему индивидуальным инвесторам трудно купить акции

Компания, выпускающая акции (или компания-эмитент) и ее андеррайтеры полностью контролируют процесс IPO. У них есть широкие возможности для аллокации акций IPO. Комиссия по ценным бумагам не регулирует то, как и кому компании предлагают свои акции. Хотя у индивидуальных инвесторов может быть возможность купить акции через брокерские компании, работающие в интернете, даже при посредничестве брокеров осуществить покупку может быть очень трудно по ряду причин:

Андеррайтеры

Практически все акции первичного публичного предложения, за исключением акций некоторых маленьких компаний, предлагаются широкому кругу инвесторов через группу андеррайтеров. Они покупают акции у эмитента, а затем продают их инвесторам. Лишь некоторые брокерские компании могут войти в синдикат андеррайтеров, и не у всех они среди клиентов есть индивидуальные инвесторы. Как правило, андеррайтеры отдают предпочтение институциональным инвесторам. Более того, не все члены синдикаты получают равное количество акций, которые они затем могут продать своим клиентам.

Андеррайтеры и руководство компании-эмитента в ходе многочисленных консультаций договариваются об основных условиях и структуре IPO задолго до того, как акции поступают в открытую продажу. В ходе этих переговоров определяется и то, какой процент акций перейдет к институциональным инвесторам, а какой - к частным. Андеррайтерам выгоднее всего работать с институциональными инвесторами - они могут купить сразу много акций, и позволить себе некоторый финансовый риск. Кроме того, делая выгодные предложения своим клиентам, андеррайтеры укрепляют деловые связи.

Горячие IPO

«Горячими» иногда называют IPO, привлекающие многих инвесторов - как правило, в таким случаях спрос значительно превышает предложение. Насколько в действительности «горячим» окажется первичное предложение, становится ясно лишь незадолго до начала торгов - и несколько дней спустя, но оценить интерес инвесторов можно уже тогда, когда компания объявляет о своем намерении выйти на IPO. Из-за высокого спроса андеррайтеры предлагают «горячие» IPO, опять-таки своим наиболее ценным клиентам.

Банки, выступающие в роли андеррайтеров, среди клиентов которых высок процент частных лиц, в большей вероятностью предложат акции индивидуальным инвесторам. Тем не менее, для частного лица возможности попасть в книгу заказов на покупку акций всегда очень ограничены, и в настоящее время это нужно просто принимать как данность.

Требования к инвесторам

Инвестирование в IPO по своей природе очень рискованно. Брокерские фирмы, зная это, не склонны продавать акции компаний, переходящих в статус публичных, тем инвесторам, которым по объективным причинам такой вид инвестирования не подходит. Чтобы соответствовать требованиям брокеров, инвестор должен иметь определенную сумму денег на счету, быть активным трейдером фирмы или пользоваться одним из дорогих «премиум-сервисов». Кроме того, некоторые брокерские фирмы отказываются продавать акции инвесторам, которые с большой вероятностью продадут их вскоре после начала торгов. Если инвестор поступит таким образом, фирма может отказать ему в продаже акций следующего IPO.

В любом случае, если вы хотите инвестировать в IPO, заранее приготовьтесь к тому, что это не будет просто. Впрочем, в любых делах, обещающих большие прибыли, не стоит стремиться к простоте - иначе есть риск получить сыр в мышеловке.