IPO - первичное публичное предложение (initial public offering) – является одним из самых волнующих и ожидаемых событий в жизни фондовых рынков. Хотя с конца 1990-х годов, когда практически любой человек с идеей, включавшей в себя слово «интернет» мог заработать миллионы, страсти несколько поутихли, IPO по-прежнему эффективно поднимает коллективное артериальное давление фондового рынка.
IPO, или первичное публичное предложение, нельзя сделать за одну ночь - оно требует от компании немалых усилий, которые при благоприятных условиях приносят обильные плоды. Если компания хочет начать продажу своих акций широкой публике, она проводит IPO. Сделав это, компания переходит из статуса частной к статусу публичной компании.
Когда широко известная компания переходит из частной становится публичной (что и происходит при первичном публичном предложении, или IPO), между инвесторами может разгораться жесткая конкуренцию за акции. В таких случаях руководство компании, история ее деятельности и прогнозируемый рост хорошо известны. Нередко единственное, что остается узнать - это насколько сможет подняться стоимость акций после того, как начнутся торги.
18 мая 2012 года состоялось IPO Facebook. Оценочная стоимость компании составила более 100 миллиардов долларов (для сравнения - оценочная стоимость Pepsi - 103 миллиарда, Kraft Foods - 70 миллиардов). Несомненно, за последние несколько лет Facebook осуществил одно из самых ожидаемых первичных размещений акций; с ним может соперничать, разве что, IPO Google 2004 года. Но дело здесь не в Facebook, а в некоторых фактах, связанных с IPO вообще. Учитывая эти факты, неопытные инвесторы смогут понять, действительно ли они готовы к увлекательной, но рискованной игре на рынке IPO.
Во времена пузыря доткомов инвесторы могли вложить деньги в IPO практически любой высокотехнологичной компании и почти гарантированно получить баснословные прибыли. Акции многочисленных корпораций в первые дни торгов быстро поднимались в цене, но в долгосрочной перспективе оборачивались для инвесторов разочарованием. Из-за некоторых компаний и людей, которые умели быстро скупать и в нужный момент продавать акции, зарабатывая на разнице между суммами сделок, инвестирование стало казаться легким делом.
Обычно под рынком ценных бумаг Японии подразумевают исключительно Токийскую фондовую биржу, одну из крупнейших и влиятельнейших бирж планеты. Биржа в Токио действительно имеет решающее значение для финансовой системы не только страны, но и всего азиатского региона, однако только ей японский рынок ценных бумаг не исчерпывается.
Нью-Йоркская фондовая биржа отнюдь не самая возрастная из существующих, но уж точно наиболее известная и влиятельная. Сложно сказать, какая ещё иная фондовая биржа имеет столь культовый статус, что одно лишь местонахождение её, Уолл-стрит, стало бы нарицательным и знакомым людям, даже бесконечно далёким от биржевых баталий и финансовых хитросплетений. Достаточно вспомнить, что это крупнейшая по уровню капитализации биржа в мире, на которой представлены акции более половины акций самых крупных компаний планеты.
О Токийской фондовой бирже смело можно говорить, что она ранняя биржа. И дело тут не в её истории – в этом плане главная японская биржевая площадка как раз относится к молодым. Но торги в Токио начинаются раньше, нежели в других общепризнанных мировых биржевых центрах (Лондон, Париж, Франкфурт, Нью-Йорк и так далее). К тому же именно в Японии, стране продвинутой в плане современных технологий, биржа одна из первых стала соответствовать передовым, электронно-информационным стандартам.
Пакистан и фондовая биржа казались понятиями если и не несовместимыми, то уж далёкими друг от друга. Однако глобализация сказалась не только на тех странах Востока, которые уже с полным правом считаются новыми потенциальными экономическими лидерами планеты: Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур. Мировой рынок ценных бумаг добрался и до Пакистана и сделал его своей частью. А основную часть пакистанского рынка ценных бумаг, в свою очередь, составляет Фондовая биржа Карачи.