ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураПетродворец: догнать и перегнать Европу
Лозунг «догнать и перегнать» в России популярен отнюдь не со времен Советского Союза. Это стремление было свойственно еще Петру I – все его преобразования, реформы и нововведения, по сути, и были продиктованы желанием догнать и перегнать Европу. Вряд ли найдется тому более наглядное свидетельство, нежели дворцово-парковый ансамбль Петродворец (Петергоф).
Еще одно Петра творенье
Место на южном берегу Финского залива почти в тридцати километрах от только создаваемой новой столицы, Санкт-Петербурга, Петр I заприметил в качестве возможного «постоялого двора» практически с самого начала освоения этих мест. Уже с 1705 года существуют упоминания о том, что именно здесь было постоянное место остановок царя на пути из Петербурга на остров Котлин. Два года спустя сюда по личному распоряжению самодержца было направлено несколько тысяч крестьян для строительства первой настоящей резиденции - построенного в 1709-1711 годах дворца под названием «Монплезир».
Постепенно у царя созрело желание создать здесь собственный Версаль. Тем более что в 1714-1716 годах царь неоднократно бывал во Франции и непосредственно в Версале и имел образец, что называется, перед глазами. Сам Петр привозил планы версальских дворцов и парков в Петергоф, наконец, он познакомился со знаменитым французским архитектором Жаном-Батистом Леблоном, которого и пригласил для координации строительных работ в Петергофе. Работа кипела вовсю, за короткое время были созданы Большой дворец, Большой каскад из множества фонтанов, питаемых уникальной водоводной системой, основанной исключительно на разнице уровней различных водоемов и каналов, созданы ансамбли Верхнего и Нижнего садов и многое другое. В 1721 году были запущены основные фонтаны, а в 1723 было совершено торжественное открытие Петергофа как монаршей резиденции. Петр I настолько любил свое детище и гордился им, что приглашения в Петергоф удостаивались лишь наиболее приближенные, для которых он самолично составил свод правил поведения. После смерти императора осталось множество составленных им лично идей, набросков и чертежей по дальнейшему благоустройству Петергофа.
Почти утерянный шедевр
Однако в течение почти полутора веков Петергоф если и не пребывал в запустении, однако развивался куда менее бурными темпами. Даже те монархи, которые уделяли ему внимание (Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Павел I), ограничивались незначительными декоративными добавлениями; а, например, Петр III, Екатерина II и Александр I почти ничего нового в ансамбль Петродворца не внесли. Зато Николай I, который преклонялся перед памятью своего великого пращура, может претендовать на звание второго родителя Петергофа - ведь именно при нем дворцово-парковый ансамбль приобрел свой окончательный роскошный вид, к тому же при нем был основан город Петергоф, а вокруг начали появляться летние резиденции членов императорской фамилии и высшей аристократии.
Разумеется, после революции 1917 года Петергоф, как и все имущество царской семьи, было национализировано. Вскоре комплекс был превращен в исторический и архитектурный музей и в этом статусе и в качестве любимого места загородного отдыха жителей Ленинграда он существовал вплоть до 1941 года. Великая Отечественная война ознаменовалась для СССР множеством трагедий, и одной из них стало разрушение Петергофа. С сентября 1941 года на протяжении более двух лет дворцово-парковый ансамбль находился в руках гитлеровцев и за это время был практически полностью разрушен. Перед самым отступлением советских войск из Петергофа удалось эвакуировать большую часть произведений искусства, за сотни лет собранных в великолепных дворцах, но вывезти все, разумеется, не смогли. В результате боев и целенаправленных разрушений после освобождения Петергофа практически не существовало. Весь комплекс пришлось восстанавливать заново, и процесс восстановления продолжается по сей день.
Работы по восстановлению Петродворца (это название город и ансамбль носил при советской власти, в девяностые годы вернули официальное имя Петергоф, однако используются оба наименования) действительно представляют собой грандиозное мероприятие. Ведь ансамбль Петродворца - это Большой дворец, императорская резиденция; первый дворец Петергофа Монплезир; дворец Марли, окруженный каналами и построенный Петром I в честь французского монарха Людовика XIV. Это и удивительные по гармоничности организации паркового пространства ансамбли Нижнего и Верхнего садов. И, конечно, визитной карточкой Петергофа стали знаменитые фонтаны - Большой каскад, состоящий из шестидесяти четырех фонтанов, украшенных четырьмя десятками статуй и тремя десятками барельефов; знаменитый фонтан «Самсон» со ставшей хрестоматийной скульптурной группой, утраченной в годы немецкой оккупации и затем восстановленной; фонтан «Нептун», созданный в 1799 году по указанию Павла I и многие-многие другие замечательные фонтаны.
Так что если Петру I и не удалось перегнать Людовика XIV и перещеголять со своим Петергофом его Версаль, то близко к признанному мировому архитектурному шедевру он точно приблизился.
Александр Бабицкий