ГлавнаяНедвижимостьАрхитектураМонмартр: очарование контрастов
Нарочитое сочетание противоречий и контрастов - так, пожалуй, можно охарактеризовать этот парижский квартал, где базилика Сакре-Кер, воздвигнутая на холме Монмартр во искупление грехов после постигших страну потрясений, соседствует с районом красных фонарей на Пляс Пигаль у подножия холма. Знаменитое кабаре «Ловкий кролик» - с не менее знаменитым кладбищем святого Винсента, современная городская архитектура - с мельницами и виноградником, оставшимися от когда-то существовавшей на этом месте деревни. Удивительно, как район, одна из версий названия которого - «Гора мучеников», стал центром притяжения богемы, никогда не отличавшейся аскетизмом? Наверно, именно в таком необычном месте и можно было черпать вдохновение, именно здесь и могли зародиться почти все эпатажные и противоречивые направления современного искусства.
Церкви Монмартра
Сакре-Кер
Даже самая знаменитая базилика Монмартра - церковь Святого Сердца Господня (Сакре-Кер) вбирает в себя множество противоречий: неоднозначно воспринятая парижанами идея ее строительства, эклектическое архитектурное решение, диаметрально противоположное отношение к архитектурным достоинствам сооружения профессионалов и широкой публики. Но все это за долгие годы существования базилики, воздвигнутой на стотридцатиметровом холме и вот уже почти век доминирующей над городским кварталом, стало, скорее, ее достоинством, нежели недостатком.
Клятвенный обет воздвигнуть церковь в память о жертвах войны с Пруссией, закончившейся крахом Французской империи, дали два француза-католика - Роо де Флери и Лежанти. Обет был поддержан парижским архиепископом Гибером. Представители церкви полагали, что франко-прусская война явилась расплатой за Великую французскую революцию, наказанием нации за грехи, гордыню и отсутствие благочестия. Но парижане воспринимали Парижскую коммуну как справедливый бунт угнетенных, и поэтому считали идею строительства церкви проявлением ханжества. Большинство пожертвований на строительство базилики Сакре-Кер поступило из провинции, где настроения у людей резко отличались от столичных. Конкурс на строительство церкви прошел с большими сложностями: мало кто из именитых архитекторов готов был пожертвовать своей репутацией, затеяв грандиозную стройку на холме, изрезанном внутри шахтами, словно головка сыра (в средние века здесь добывали гипс). Из 78 работ, представленных в 1874 году конкурсной комиссии, победил проект шестидесятидвухлетнего архитектора Поля Абади. Базилика на Монмартре стала апогеем его архитектурного мастерства. Проект крестово-купольного храма вобрал в себя черты собора XII века Сен-Фрон на юге Франции, в реставрации которого Абади принимал участие, а также знаменитых соборов - святого Марка в Венеции и константинопольской святой Софии.
От момента закладки камня в основание базилики 16 июня 1875 года до полного окончания строительства прошло четыре десятилетия. Под фундамент сооружения было выкопано 83 шахты, уходящих вглубь на высоту десятиэтажного дома (33 метра). Удачно выбранный в качестве строительного материала травертин - известковый камень, добываемый в карьерах Шато-Ландон, позволяет храму всегда сверкать белизной: дожди вымывают из камня кальцит, образующий белый налет.
Абади умер в 1884 году, задолго до окончания строительства своего шедевра. Его замысел воплощали, сменяя друг друга, пять архитекторов. Конечно, каждый из них не удержался, чтобы не внести в него скромную лепту своего таланта. Задуманные Абади строгие сферические купола в результате превратились в вытянутые вверх яйцеобразные конструкции, чтобы тем, кто смотрит на храм у его подножия, они не казались чересчур плоскими. Каким-то чужеродным элементом фаллической формы знатокам показалась колокольня, уже на этапе строительства ее уместность подвергалась сомнению. В декор базилики, дополненный колоннами, арками, полукруглыми окнами и вырезанными из камня орнаментами, по мнению современников строительства, привнесено больше китча, чем художественных достоинств.
Впрочем, время стирает все камни преткновения: то, что раньше казалось воплощением безвкусицы, теперь стало центром притяжения туристов и очередным архитектурным символом Парижа. А о политическом контексте, сопровождавшем строительство, уже никто не вспоминает.
Сен-Жан-л'Эванжелист
Еще больше копий было сломано вокруг строительства церкви Святого Иоанна Богослова на Монмартре (Сен-Жан-л'Эванжелист), созданной архитектором Анатолем де Бодо на заре ХХ века. При строительстве церкви впервые использовалась новая технология «армированного цемента», предложенная в 1889 году Полем Коттансеном: при возведении стен кирпичи связывались в бетоне проволочной арматурой. Тогда никто и не думал, какие широкие возможности перед архитекторами и строителями открывает армированный бетон. Наоборот, многие предрекали зданию скорое разрушение, сомневаясь в прочности такой конструкции. Строительство закрывали судебным решением, здание пытались снести, проводили испытания на прочность, пока, наконец, не убедились, что оснований для опасения нет.
Стараниями Анатоля де Бодо удалось достичь соединения несоединимого: церковь из красного кирпича, воплотившая в себе черты готической архитектуры и модерна, стала настоящим детищем своего времени, ломающим традиционные архитектурные представления на рубеже XIX-XX веков.
Сен-Пьер
На холме Монмартр, в тени Сакре-Кер скрыт еще один архитектурный шедевр, о существовании которого многие туристы даже не догадываются, - церковь Святого Петра (Сен-Пьер). Когда-то она принадлежала бенедиктинскому монастырю, основателями которого в XIIVI и его жена Аделаида Савойская. веке стали Людовик
Ныне церковь служит ярким образцом смешения эпох: сводчатые хоры возведены в XII веке, неф подвергался перестройке в XV веке, западный фасад полностью обновлен в XVIII веке. Считается, что колонны, сохранившиеся в церкви на хорах и по обе стороны от органа, принадлежали еще храму Марса, воздвигнутому на холме Монмартр еще во времена Римской империи. А вот три бронзовых портала, посвященных Святому Петру, Богоматери и Святому Дионисию, выполненные итальянским скульптором Тамоззо Джисмонди, появились здесь совсем недавно - в 1980 году.
Виноградник и мельницы Монмартра
Трудно представить городской квартал современного мегаполиса, сохранивший черты деревни. Но парижанам удалось сберечь элементы первозданного вида этой местности, что придает Монмартру еще большее очарование. Единственный виноградник во французской столице находится на Монмартре, а его управление разместилось в здании-ротонде на площади Жана-Батиста Клемана. Это необычное здание восьмиугольной постройки создано в стиле неоренессанса в 1835 году на месте древнего монмартрского колодца, хранившего до 5 тысяч литров воды и снабжавшего живительной влагой всех жителей деревни Монмартр. Сегодня здание, принадлежащее Союзу виноделов Монмартра, находится в окружении виноградников, и его по праву можно назвать «храмом Бахуса».
Но виноградники - это не единственные черты прежней сельской жизни Монмартра. Когда-то здесь было тридцать ветряных мельниц для дробления винограда, помола муки, кукурузы, гипса. До наших дней сохранились лишь две из них: построенная в 1717 году мельница Раде на улице Лепик и знаменитая Мулен де ля Галетт возведенная в 1622 году на пересечении улиц Жирардон и Лепик и запечатленная на полотнах Ренуара, Руссо, Пикассо, Ван-Гога. В 1939 году Мулен де ля Галетт стала национальным памятником французской архитектуры.
Самая знаменитая красная мельница Монмартра - Мулен-Руж - не является историческим памятником, она создана дизайнером Леоном-Адольфом Вилеттом. По одной из версий, ее красный цвет - это намек на район красных фонарей. И полным диссонансом звучит альтернативная версия, гласящая, что занявшие Париж в 1814 году русские солдаты четвертовали на мельнице ее владельца Дебрея, убившего русского офицера, и теперь красный цвет мельницы символизирует цвет его крови. Какая из версий вдохновила Зидлера и Оллера в 1889 году на создание своего знаменитого кабаре - для нас окутано тайной.
Старые станции метро
Мельницы по соседству с метро - где еще увидишь такое? Только на Монмартре! Над оформлением станции метро Анвер в стиле арт-нуво работал архитектор Эктор Гимар. Причудливый зеленый навес над входом в метро и лампы, похожие на огромные цветы, - это лишь немногое из того, что сохранилось от ушедшей эпохи. Прежде над первыми станциями парижского метро сооружались крытые павильоны, которых сохранилось всего два, и один из них - на Монмартре. Сооружение в стиле модерн над станцией метро Аббес также принадлежит Эктору Гимару.
Примечательные здания Монмартра, воздвигнутые в XX веке
Авеню Жюно - средоточие зданий, богатых историей. Одно из них - эксцентричное сооружение, созданное в 1926 году австрийским архитектором Адольфом Лоосом по заказу поэта-дадаиста Тристара Тцара. Это произведение архитектуры является своеобразным манифестом своего создателя, считавшего, что современное искусство не должно состоять из красоты отдельных элементов, истинная красота достигается сочетанием друг с другом контрастирующих объемов. Вот почему его легкое белое творение включает в себя встроенный из серого щебня прямоугольник на первом этаже.
Несмотря на то, что Монмартр является официальной исторической частью города и охраняется как объект культурного наследия, новые здания здесь все же появляются. Видимо, их проекты настолько оригинальны, что вписываются в общую концепцию квартала. Учитывая, что диссонанс здесь - явление, успевшее стать привычным, сказать новое слово в архитектуре Монмартра, на первый взгляд, не так уж и сложно: нужно, чтобы твоя творческая мысль была оригинальной и вносила на улицы Монмартра некую новизну, как, например, офисное здание 1991 года, воздвигнутое архитектором Дидье на улице Жозеф де Местр. Это массивное эгоцентричное сооружение напоминает атлета, готового к прыжку: его главный фасад словно падает вперед. Зато пристройки с тыльной стороны здания выглядят подобно хвосту большого кота, сидящего на обочине.
Трудно сказать, привнесет ли XXI век свою новизну на улицы Монмартра. В знаменитом монмартрском пристанище художников XIX - начала XX века «Бато-Лавуар» («плавучая прачечная») и сегодня арендуют мастерские современные художники, но славу Гогена или Пикассо из них никто не сыскал. Центр богемной жизни давно переместился на Монпарнас, поэтому современные творцы уже не черпают здесь вдохновение. А в знаменитых художественных салонах и сувенирных лавках Монмартра появляется все больше китайских подделок.
Быкова Татьяна