Налоги на автомобили в Украине это тема, в которой легко запутаться. Так как официально транспортный сбор в этой стране был отменён - однако при этом налоги на автомобили всё равно существуют. Одновременно украинские власти под предлогом отмены транспортного налога повысили акцизы на автомобильное топливо…
Отмена налога - не совсем полная отмена
В ситуации с налогами на автомобили в Украине всё-таки можно разобраться, если вникнуть в суть проблемы. Итак, в стране до 2011 года действовал закон «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов». Но данный закон вызывал большие нарекания со стороны автовладельцев. Процедура прохождения транспортными средствами технического осмотра в соответствии с ним была весьма дорогостоящей, сложной и открывала широкие возможности для коррупционеров. В связи с этим с 1 января 2011 года, со вступлением в силу нового Налогового кодекса Украины, закон о транспортном налоге перестал действовать. Следовательно, периодически выплачиваемого налога на автомобили в Украине больше нет. Вместо этого власти ввели дополнительный акциз на топливо, призванный компенсировать потери бюджета от отмены транспортного сбора.
Примечательно, что по мнению независимых экспертов подорожание бензина привело к финансовым потерям автовладельцев, в несколько раз превышающим размеры выплачиваемого ими прежде транспортного налога. Но при этом полная отмена транспортного налога оказалась не такой уж и полной. Государство всё равно взимает налог с автомобиля при его первичной регистрации после приобретения и при перерегистрации. К числу транспортных средств, освобожденных от подобных сборов, относятся автомобили скорой медицинской помощи и транспортные средства, закреплённые за военными частями, организациями, бюджетными учреждениями.
Налога нет, а ставка налога есть
Так что в Украине наблюдается, на первый взгляд, анекдотическая ситуация: налога на автомобили официально нет, а ставка этого налога существует. Получается, что налог на транспортное средство всё-таки есть, просто он имеет не регулярный характер и не выплачивается систематически.
Налоговые сборы с автомобилей в Украине зависят от объёма двигателя в сантиметрах кубических в случае с бензиновыми двигателями, и от мощности двигателя в киловаттах (кВт) в случае с электродвигателями. Кроме того, от уплаты налогового сбора при первичной регистрации и перерегистрации автомобиля освобождаются некоторые льготные категории. Это, в частности, автомобили с объёмом двигателя до 1500 сантиметров кубических, приобретённые для инвалидов за счёт государственного или местного бюджета. Льгота эта напрямую зависит от конкретного социального статуса. Если же такой автомобиль будет продан владельцем-инвалидом, то новый владелец будет обязан выплатить стандартный налоговый сбор при регистрации транспортного средства.
Характерным свойством налогового сбора при регистрации и перерегистрации в Украине является акцент на сроке эксплуатации автомобиля. Тем самым государство, по заявлениям его представителей, стремится обеспечить защиту окружающей среды. Так как в экологическом плане особенно вредоносны большими выбросами углекислого газа старые автомобили, не соответствующие современным европейским стандартам. Для автомобилей (исключая модели с электродвигателями), срок эксплуатации которых менее восьми лет, ставка сбора умножается на 2. В случае, когда срок эксплуатации превышает восемь лет, ставка умножается на 40. Итак, при первичной регистрации нового автомобиля в Украине установлен следующий налоговый сбор:
В случае с электродвигателями установлен размер налогового сбора в 0,5 гривны с одного киловатта. При этом нужно учитывать, что украинское правительство периодически в законодательном порядке увеличивает ставку сбора для компенсации инфляции.
Александр Бабицкий