Налоги на грузовые автомобили в последнее время стали одной из основных проблем, волнующих российских автомобилистов. Казалось бы, соответствующие налоги чётко прописаны в Налоговом кодексе РФ. Грузовики не являются предметом повышенного спроса и не затрагивают основную массу автовладельцев. Однако некоторые российские регионы уже существенно повысили налоги на грузовые автомобили, а другие рассматривают такую возможность.
Под экологическим прицелом
На данный момент транспортный налог регулируется Налоговым кодексом, в котором указана действующая величина налога на грузовые автомобили в зависимости от мощности двигателей. Итак, с грузовых автомобилей, мощность которых составляет:
Необходимо учитывать, что это ориентировочный федеральный тариф. Так как транспортный налог в России является региональным, каждый субъект федерации имеет право увеличивать или уменьшать налог до 10 раз.
Идёт активное обсуждение возможности замены транспортного налога с грузовых автомобилей экологическим или возрастным налогом. Это означает, что налоговая ставка может зависеть не от мощности двигателя, а от индивидуальных показателей автомобиля. В первом случае это будет степень соответствия грузовых автомобилей определённым экологическим стандартам, которые предполагается установить достаточно строгие. Так как наибольшие выбросы углекислого газа в атмосферу производят именно грузовые машины с мощными двигателями. Во втором случае это может быть срок эксплуатации транспортного средства - для грузовиков критическим считается «возраст» от 15-20 лет.
В регионах повышают налоги
Но проблема замены транспортного налога прочими видами налоговых сборов на федеральном уровне это пока вопрос будущего. А в настоящем происходит начавшееся повышение транспортного налога на грузовики в ряде российских регионов. Наиболее активно обсуждается ситуация в Санкт-Петербурге, где осенью 2012 года депутаты законодательного собрания приняли законопроект, вступивший в силу с 1 января 2013 года. Закон повышает ставку налога для грузовых автомобилей мощностью больше 250 лошадиных сил в зависимости от года выпуска грузовика. Владельцы автомобилей «моложе» 3 лет теперь платят по 45 рублей за лошадиную силу в год, от 3 до 5 лет - 65 рублей, свыше 5 лет - 85 рублей.
Повышение ставки налога вызвало недовольство владельцев грузовых автомобилей региона. Со своей стороны, власти города заявляют, что последнее повышение транспортного налога на грузовики производилось в 2006 году и с тех пор они уже «съедены» инфляцией. При этом чиновники, однако, умалчивают, что в 2010 году в городе был в двое повышен транспортный налог для всех автомобилей. Причём больнее всего он ударил как раз по грузовым автомобилям, так как особенно выросла ставка на автомобили с двигателями мощнее 250 лошадиных сил. Законодатели Санкт-Петербурга не одиноки в повышении налога на грузовики - также с 1 января 2013 года увеличены соответствующие налоговые ставки и в Ивановской области. Автомобили мощнее 250 «лошадей» теперь платят по 45 рублей за лошадиную силу, что примерно на 50% выше прежней величины налога.
Помимо этого встаёт вопрос о возможных экономических последствиях такого шага для всего населения конкретных регионов. В разумном увеличении уже существующего транспортного налога эксперты не видят ничего ужасного. Гораздо больше вопросов вызывают озвученные планы ввести налоговые сборы с грузовиков в зависимости от массы транспортного средства и от пройденного расстояния. К тому же эти сборы, согласно некоторым данным, будут введены в дополнение к транспортному налогу, что означает увеличение налогообложения. При таком сценарии событий все специалисты прогнозируют значительный рост стоимости товаров и услуг. Грузоперевозчики повысят стоимость своих услуг, а их торговые клиенты компенсируют это повышением цен на свою продукцию.
Александр Бабицкий