Необходимость увеличения налоговой нагрузки на людей со сверхвысокими доходами является одним из главных требований в социально-экономических программах многих политических партий и общественных организациях по всему миру. Так называемый налог на роскошь считается большинством людей вполне справедливой и эффективной мерой, позволяющей снизить фискальное давление на людей со средними и малыми доходами. Но на практике оказалось, что не так уж много способов эффективно выделить те атрибуты сверхдоходов, которые можно обложить дополнительными налогами. Одним из таких оказались дорогие автомобили. Налог на роскошь и автомобили стали одной из самых животрепещущих тем последнего времени.
Автомобиль – всё-таки роскошь, а не только средство передвижения
Роскошные автомобили стали одной из весьма удачных находок в плане дополнительного налогообложения богатых людей. Так как повышать процентную ставку подоходного налога для отдельной категории лиц довольно затруднительно: необходимо вносить изменения во всё налоговое законодательство, увязывать друг с другом новые ставки, определять критерии налогообложения и так далее. Гораздо проще найти отдельный показатель роскошной жизни и «ударить» рублём именно по нему. Однако и в этом вроде бы простом деле нашлись свои сложности, да ещё какие. Выяснилось, что не совсем понятно, какие именно автомобили считать «роскошными» и облагать налогом.
Есть вроде бы абсолютный и непоколебимый показатель – стоимость автомобиля. Чем дороже машина, тем она, соответственно, роскошнее и поэтому должна облагаться более высоким налогом. Но есть определённые категории машин, которые не означают принадлежность к слою супербогатых людей. Например, спортивные автомобили, техническая «начинка» которых стоит дорого, но которые используются для спортивных состязаний. Вроде бы достаточно просто исключить «спорткары» из категории «роскоши», но именно эти автомобили выпускаются самыми дорогими брендами и считаются у многих богачей самым престижными. Они их как раз покупают не для регулярных заездов на трассе, а для повышения собственного статуса.
Долгие споры
Другим показателем могла бы стать марка автомобиля. Есть традиционно «роскошные» автобренды, как, например, «Феррари», «Ламборджини» или «Бентли», которые специализируются на очень дорогих авто для совсем-совсем не бедных покупателей. Однако есть и автопроизводители, которые имеют очень высокую репутацию, выпускают дорогостоящие модели машин, но при этом производят и большое количество доступных среднему классу качественных автомобилей. Обложить их налогом означает ударить не столько по сверхбогатым, сколько по основной массе автолюбителей.
Наконец, есть ещё и мощность двигателей автомобилей, выражающаяся в количестве лошадиных сил. В конце концов, большинство людей ездят на машинах, у которых под капотом около 100 «лошадей», плюс-минус несколько десятков лошадиных сил. Более мощные автомобили и стоят дороже, следовательно, по количеству лошадиных сил и стоит накладывать налог. Вот только оказалось, что в России немалое количество достаточно мощных (свыше 250 лошадиных сил) подержанных импортных автомобилей, которые приобретены за достаточно приемлемые суммы людьми, долго копившими именно на эти качественные машины.
Так что не случайно обсуждение вопроса о введении налога на роскошные автомобили растянулось на почти два года. Этот вопрос был запущен в разработку в начале 2012 года, а был утверждён в 2013 году с вступлением в силу с 1 января 2014 года.
Окончательное решение
После обсуждения всех нюансов была принята следующая схема налогообложения автомобилей, попадающих в категорию «роскошных». Законодатели решили уйти от абсолютного использования критерия мощности двигателя, так как его использование чревато многими сложностями, неясностями и оговорками – придётся принимать во внимание спортивные автомобили (реально используемые в спортивных состязаниях и имиджевые), подержанные автомобили, приобретённые по достаточно низким ценам и тому подобные. Решено было прибегнуть к комбинационному критерию стоимости и «возраста», то есть срока эксплуатации, машины.
Рубежом, после которого автомобиль считается атрибутом роскоши и облагается повышенным налогом, стала сумма в 3 миллиона рублей (первоначально предполагался более высокий показатель в 5 миллионов). Лишь автомобили стоимостью 3 миллиона рублей и выше рассматриваются в данной категории. Они попадают под действие налогового коэффициента, который рассчитывается исходя как раз из мощности двигателя. Это коэффициент является ничем иным, как стандартным транспортным налогом, которым облагаются и прочие автомобили, только умноженным на дополнительный коэффициент роскоши. В свою очередь этот коэффициент роскоши зависит от срока эксплуатации машины: чем новее автомобиль, тем за него больше придётся платить. И наоборот, если престижный автомобиль куплен с рук бывшим в употреблении, коэффициент роскоши снижается.
В цифрах это выглядит следующим образом: машины в ценовой категории от 3 до 5 миллионов рублей старше трёх лет будут платить по единичному коэффициенту роскоши; от 2 до 3 лет – коэффициент 1,1; от 1 года до 2 лет – коэффициент 1,3; машины младше года – коэффициент 1,5. Более дорогие автомобили, приобретаемые за сумму от 5 до 10 миллионов рублей, при сроке эксплуатации до 5 лет, будут иметь более высокую ставку базового транспортного налога по мощности двигателя – он увеличится в два раза. Самые роскошные автомобили от 10 до 15 миллионов рублей ожидает увеличение ставки базового транспортного налога в три раза.
Александр Бабицкий