Об индийском автопроме известно немного, гораздо меньше, чем, например, о китайских, корейских или японских производителях. Изредка доходит информация о тех или иных локальных успехах индусов, в частности, о создании самого дешевого автомобиля в мире - Tata Nano. Хотя несложно предположить, что в такой густонаселенной и прогрессирующей стране автопром должен иметь немаловажное значение. Именно с этой отраслью и будем знакомиться. История автомобилестроения Индии начиналась с компании Hindustan Motors Ltd. В 1942 году молодой производитель начал нелегкую работу по созданию внутреннего автомобильного рынка. Понятно, что собственных разработок не было, поэтому индусы ориентировались на автопром Великобритании.
В 50-е годы Hindustan наконец-то выпустил первое изделие, получившее название Ambassador - компактный 4-местный седан, аналог английского Morris Oxford. Что удивительно, данный автомобиль выпускают до сих пор, проведя косметические улучшения и дополнив версиями Grand и Avigo. Более того, спрос на Ambassador сохраняется не только в Индии, но и на Британских островах. Машина отлично себя проявляет на «убитых» индийских дорогах, благодаря идеально проработанной подвеске. Поэтому основные пользователи Ambassador - таксисты и госслужащие. Другой хит компании Hindustan - Contessa Classic (модифицированный аналог Vauxhall Victor 1972 года).
Лидер автомобилестроения Индии (заодно и ведущий производитель Южной Азии) - Maruti Suzuki India Limited. Знакомое слово в названии концерна неслучайно. Японской корпорации Suzuki принадлежит контрольный пакет акций. На основе лучших моделей этого авторитетного брэнда и изготавливает свои автомобили Maruti.
Несомненный хит продаж компании - микролитражный автомобиль Maruti 800 (аналог Suzuki Alto), а также ее модифицированная версия Maruti Zen (эта модификация продается даже в Европе). Преимущества данной модели очевидны: отличная управляемость, экономичность (в небогатой Индии это, возможно, главный фактор), доступность. Maruti 800 представляет собой 5-дверный хэтчбек, оснащенный 3-цилиндровым двигателем объемом 796 «кубиков» и мощностью 40-45 «лошадей». Карбюраторного движка достаточно, чтобы развивать вполне приличные 130 км/ч. Однако, время Maruti 800, видимо, подходит к концу. С начала 2000-х годов этот «индийский Фольксваген» (такое прозвище у модели) медленно сдает позиции наступающему по всем фронтам новому Alto.
Отменно чувствует себя Maruti и в более престижном сегменте автомобилей. Ее седаны Maruti 1000 и Esteem (аналоги Suzuki Swift) составляют успешную конкуренцию на индийском рынке европейским брэндам, производимым по лицензии. Самой же престижной моделью от Maruti считается серия Baleno (седан и универсал), аналоги Suzuki Cultus и Cultus Wagon c двигателем 1,6 л, 94 л.с. Также концерн выпускает популярные автомобили повышенной проходимости Maruti Gypsy и Gypsy King.
Tata Motors Limited - самый новационный и стремительно прогрессирующий индийский автопроизводитель. Долгое время считалось, что данную компанию интересует исключительно сегмент коммерческих автомобилей. Однако, в 1998 году Tata представила пассажирскую модель Indica и буквально перевернула рынок. Этот автомобиль стал первой настоящей индийской разработкой, не имеющей иностранных прототипов. Отличительной чертой Indica стал мощный, экономичный двигатель. А доработанная версия Indica V2 окончательно склонила симпатии многих индусов в пользу изделия от Tata. Как следствие, новинка вошла в историю индийского автопрома, как одна из самых продаваемых моделей. Даже чопорные британцы заинтересовались Indica и импортировали ее под названием Rover CityRover.
Другая модель производителя, всколыхнувшая мировую автомобильную общественность, - сверхдешевая Tata Nano. Стоимость этой микролитражки не превышает 2 500 долларов. Правда новинка вызывает больше нареканий, чем восторгов. Специалисты считают, что массовая автомобилизация Индии приведет к ухудшению экологии в регионе. На это инженеры Tata Motors приготовили ответ в виде версии E-Nano - электромобиля на основе оригинала.
Алексей Чернов