До 80-х годов ХХ века термин «индийский автопром» имел весьма условное значение. Местные заводы были ориентированы на выпуск морально устаревших моделей по зарубежным лицензиям. В условиях возрастающего спроса на качественные, недорогие, но современные автомобили правительство страны искало возможные варианты решения проблемы.
В октябре 1982 года было достигнуто соглашение с японской корпорацией Suzuki о создание совместного предприятия Maruti Udyog Ltd. Базовым производством новой компании стал автомобильный завод в окрестностях Нью-Дели.
Первым автомобилем, сошедшим с конвейера, стал хэтчбек Maruti 800, созданный на базе Suzuki Alto. Претерпев различные изменения, по большей части косметические, этот автомобиль выпускается и по сей день. Кстати, Maruti 800 называют индийским Фольксвагеном. Действительно, машина имеет компактные размеры, невысокую стоимость, без изысков. Отделка салона самая скромная, их кожзаменителя или велюра. Оснащен хэтчбек 3-цилиндровым двигателем с распределенным впрыском, объемом 796 куб. см, мощностью 45 л.с. Этого достаточно, чтобы разгонять 620-килограммовый автомобиль до 137 км/ч, а сотню набирать за 18,5 секунды. Впрочем, от Maruti 800 никто и не ожидает резвости. Ей прощают даже отсутствие комфорта и высокий уровень шума. Зато расход топлива составляет всего 5,5 литра на 100 км.
С 1992 года Maruti стали экспортировать в страны Азии и Ближнего Востока. По времени это совпало с выпуском более совершенной модели на базе все того же Suzuki Alto - МН-410 или Zen. По внешнему виду этот автомобиль чрезвычайно напоминает Maruti 800, только с более обтекаемым передком. Если заглянуть под капот, то можно увидеть 4-цилиндровый карбюраторный двигатель объемом 993 куб. см и мощностью 50 «лошадей». Экспортный вариант оснащается мотором в 54 л.с. с системой впрыска топлива. Другим отличием Zen стал более просторный и удобный салон, все-таки база машины составила 2335 мм по сравнению с 2170 мм у 800-ки. Максимальная скорость машины порой превышала 150 км/ч.
Еще одним хэтчбеком, заслуживающим внимания, стал Maruti Alto. Этот автомобиль комплектуется 4-цилиндровым дизельным двигателем объемом 1527 куб. см мощностью 57 л.с. КПП механическая, 5-ступенчатая. Тип передней подвески - амортизационная стойка, задней - винтовая пружина.
Потребность в более представительных машинах рано или поздно должна была сказаться. Седан Maruti Esteem начали выпускать в 1994 году, спустя 3 года провели незначительный рестайлинг. Модель комплектовалась 1,3-литровым двигателем мощностью 65 л.с., климатической установкой, аудиосистемой Quadro со съемной панелью. Модификация под маркой 1,5 D от 2003 года имеет 4-цилиндровый дизель объемом 1,5 литра и мощностью 57 «лошадей».
В качестве внедорожника от Maruti выступает рамный Gypsy, созданный на базе Suzuki Samurai 1981 года. Индийские модификации предполагают как модели со съемным мягким или жестким верхом, так и пикапы, комплектующиеся 1,0-литровым двигателем мощностью 45 л.с. Gypsy King - более удлиненный вариант, оснащенный 1,3 литровым движком с системой распределенного впрыска мощностью 80 «лошадей», 5-ступенчатой «механикой». Этот автомобиль заднеприводный с подключаемым передним. В качестве подвески используются рессоры. Можно заказать со складным верхом или жесткой пластиковой крышей увеличенной высоты. Максимальная скорость 130 км/ч. Как правило, этими внедорожниками комплектуется индийская полиция.
В классе минивэнов у Maruti последней новинкой стала Versa, разработанная на основе Suzuki Carry. Эта модель была представлена в октябре 2001 года. Автомобиль вполне добротный, с 1,3-литровым двигателем с распределенным впрыском. Мощность - 82 л.с. КПП - 5-ступенчатая «механика». Подвеска - винтовая пружина.
Самой престижной моделью от Maruti стал универсал Baleno Altura, выпускаемый с 2001 года. Автомобиль, действительно, стильный, выгодно отличающийся от остальных «родственников». Да и оснащение более любопытное. Двигатель, впрочем, вполне стандартный, 4-цилиндровый, 1,6-литровый, с распределенным впрыском. Заявленная мощность 96 «лошадей». КПП предлагается на выбор: 4-ступенчатый «автомат» или 5-ступенчатая «механика». Тип подвески: винтовая пружина. Максимальная скорость 170 км/ч. Время разгона до сотни - 11,7 секунды.
Алексей Чернов