Tata Nano – новый заднеприводный, заднемоторный хэтчбек сверхмалого класса, произведенный в Индии. Также этот автомобиль известен, как самое бюджетное решение, умеющее ездить. Цена Tata Nano заявлена в пределах 2 500 долларов (разумеется, сюда не входит НДС и транспортные расходы). Ожидается, что данная модель станет поистине «народным» автомобилем для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Правда, сначала хэтчбек «обкатают» на родине, по крайней мере, в текущем году заграничные рынки ему точно не светят.
Слухи о том, что индусы делают какой-то сверхдешевый автомобиль, будоражили общественность уже давно. Одни предполагали, что получится представитель гольф-класса, другие прогнозировали, что новинку оснастят кузовом из пластмассы, третьи вообще не верили, что выйдет что-то путное. Как нечасто случается, ошиблись все.
Tata Nano получилась весьма симпатичной. Да, габариты у автомобиля более чем скромные: длина 3100 мм, ширина 1500 мм, высота 1600 мм, колесная база 2230 мм. Да, хэтчбек похож на игрушечный автомобиль из-за специфического дизайна переднего бампера и противотуманных фар. Да, вес не превышает 600 кг. Да, свободно устроиться трем пассажирам и водителю будет непросто. Но ведь никто и не ждал чего-то сверхъестественного от автомобиля за 2 500 долларов.
Зато у Tata Nano большое лобовое стекло, обеспечивающее хорошую обзорность. Задний бампер оборудован «воздушной дамбой» для охлаждения двигателя. Вентиляторы под задними дверями служат для той же цели и дополнительно придают новинке определенную привлекательность. Но самая стильная деталь экстерьера – ультра-короткий передний обвес, который, к тому же, увеличивает безопасность.
Кстати, в Индии требования к безопасности автомобилей гораздо ниже, чем в Европе. И это может стать одной из причин, по которой Tata Nano не попадет в Старый Свет. Однако, индусы обещают дополнительно поработать над безопасностью хэтчбека для европейского рынка. В частности, в базовое оснащение включат подушки безопасности. А по результатам краш-теста Euro NCAP инженеры Tata Motors рассчитывают на твердую «четверку». Не случайно же, новинка получила прочную стальную защитную раму.
Поскольку вес модели совсем не велик, то сильный двигатель ей не нужен. Tata Nano оснащена 2-цилиндровым алюминиевым мотором объемом 623 куб.см. Мощность движка составляет 33 л.с., максимальный крутящий момент – 48 Нм при 2500 об/мин. Примерный расход топлива от 4,3 до 5 литров на 100 км пути.
Силовая установка агрегатируется с 4-ступенчатой МКПП. На 1-ой передаче Tata Nano набирает скорость 30 км/ч, на 2-ой - 60 км/ч, на 3-ей – 90 км/ч. Максимальная скорость немного превышает 100 км/ч. Из-за того, что двигатель расположен сзади, КПП связана с ним кабелями. Поэтому при смене передач усилия все-таки придется приложить, хотя и не такие уж великие. Зато скорости переключаются четко.
Как известно, заднее расположение двигателя сказывается и на управляемости, причем, далеко не в лучшую сторону. Чтобы сбалансировать вес, индийским инженерам пришлось постараться. Они передвинули батарею и запасное колесо вперед и применили систему более жесткой амортизации. На Tata Nano поставили независимую подвеску.
Спрашивается, на чем же сэкономили индусы? Да на всем остальном. Салон автомобиля иначе, как аскетичным назвать нельзя: дешевые материалы, никаких изысков и решений для комфорта. Приборная панель поражает своей скромностью: спидометр, показатели уровня масла и бензина. Оголенные стойки, низкокачественный пластик, маленькие неудобные рукоятки. Более того, пятая (моторная) дверь заварена, добраться до двигателя получится только из салона машины. Неприятно поражает новинка и высоким уровнем шума – по этому показателю индийские автомобили и так не впечатляли, а при создании Tata Nano, очевидно, решили совсем об этом не беспокоиться.
В базовой версии хэтчбек лишен и таких элементарных компонентов, как второй передний стеклоочиститель, левое зеркало заднего вида, магнитола, усилитель руля. Впрочем, индусы обещают сделать версию Deluxe с псевдовоздухозаборниками на задних крыльях, легкосплавными дисками, кожаными сиденьями и кондиционером.
Алексей Чернов