С 1 января 2007 года на территории стран Евросоюза введены единые права международного образца. Национальное водительское удостоверение более считается недействительным, хотя его и требуется предъявлять наравне с новым документом – международным водительским удостоверением.
Необходимость введения единого стандарта обсуждали давно. Это помогло бы создать общую базу водителей, что существенно уменьшило бюрократические проволочки при установлении/подтверждении личности человека, сидящего за рулем. Кроме того, прокатные компании меньше бы цеплялись к туристам, пожелавшим арендовать автомобиль, ведь вся необходимая информация была бы представлена в новом водительском удостоверении, к тому же, переведенная на 8 основных языков ООН: английский, французский, немецкий, испанский, русский, японский, китайский, арабский.
Международное водительское удостоверение представляет собой книжечку формата А6 (148 х 105 мм), с обложкой, составленной из трех лицевых и трех внутренних страниц, а также восьми внутренних белых страниц, прошитых по линии сгиба. Срок действия документа – 3 года, но не более срока действия национальных прав. Получить международное удостоверение можно в органах ГИБДД по месту регистрации, никаких экзаменов и/или тестов сдавать не надо. Как правило, вся процедура получения занимает около часа, что связано с небольшим количеством желающих обзавестись этими «корочками».
Действительно, россияне пока неохотно получают новинку. Одних отпугивает необходимость лишний раз обращаться в ГИБДД, чей бюрократизм известен любому автовладельцу. Другие считают, что вполне могут обойтись и российским водительским удостоверением за границей. В принципе, законодательная база под этим желанием есть. Национальные права соответствуют требованиям Венской конвенции, которую подписало большинство стран мира. Однако, на Ближнем Востоке и в Азии такой документ уже не пройдет, поскольку там нет перевода на языки, понимаемые в этих регионах. А в условиях ужесточения требований, в связи с борьбой с мировым терроризмом, это будет достаточным основанием, чтобы отказать в выдаче автомобиля. С 2009 года более требовательными стали и страны Евросоюза. Если раньше к водителям из России относились достаточно лояльно, как прокатные компании, так и полицейские, то теперь все изменилось. Даже немцы, традиционно доброжелательно относящиеся к россиянам, стали все чаще требовать МВУ. Особенно же на этом настаивают в Греции и Италии. Да и в Испании могут быть проблемы с дорожной полицией – особо ретивые инспекторы могут и штраф в 500 евро выписать.
Однако, только международного водительского удостоверения будет недостаточно. Обязательно надо предъявлять и национальные права. На них полицейские будут смотреть фотографию и сличать с карточкой в МВУ и оригиналом. Изымать ни тот, ни другой документ местные «гаишники» не могут. Единственно, что им разрешено, ставить отметку, что в данной стране МВУ не действительно. Впрочем, случаи изъятия международных прав у россиян имели место. Но это скорее казус, связанный с неграмотностью полицейского. Если такое вдруг произошло, то по прибытии на родину следует написать заявление об утере.
Международное водительское удостоверение поможет избежать серьезных неприятностей, если случится авария. Ведь для суда иностранного государства российское национальное удостоверение может не считаться документом. И тогда получится, что за рулем сидел человек, юридически не имевший права управлять транспортным средством. Неприятности могут быть крайне серьезные.
МВУ также может служить своеобразной «страховкой» для водителя. Допустим, россиянин отправился на своей машине в поездку по Европе или странам СНГ, но еще на российской территории совершил нарушение, за которое инспектор ГИБДД изъял национальные права. Тогда по территории РФ можно продолжать ехать по временному удостоверению, а за границей – по МВУ (на территории своей страны оно не действует), надеясь, что не остановят и не попросят предъявить еще и национальные права.
Алексей Чернов