На самом деле, внедорожники следовало бы называть вседорожниками, поскольку они одинаково комфортно чувствуют себя не только на грунтовых, проселочных и прочих «убитых» дорогах, но и на роскошных, ровнейших автобанах. Другой термин для обозначения данных транспортных средств, причем официальный – автомобиль повышенной проходимости.
У внедорожников славная история. Родоначальником класса считается полноприводный автомобиль с открытым кузовом и зависимой подвеской всех колес, созданный для нужд армии США в начале Второй Мировой войны. Конструктивно схожие машины выпускали три компании: American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor. Их продукцию стали называть общим, объединяющем термином «джипы».
В военное время в рамках лендлиза джипы поставляли и в СССР. Советская промышленность также выпускала полноприводные автомобили ГАЗ-64, получившие прозвище «иван-виллис» за сходство с Willys MA.
Но подлинный бум на джипы начался во второй половине 40-х годов ХХ века. Автомобили повышенной проходимости хотели заполучить в свои автопарки, как силовые структуры различных государств, так и обычные граждане. Чтобы удовлетворить растущий спрос, американские автопроизводители разработали модель Jeep CJ2A, гражданский внедорожник. Также во всем мире началась мода на подражание подлинным джипам. В 1948 году британцы выпустили аналоговый автомобиль под маркой Land Rover. В дальнейшем автоконцерны совершенствовали свои разработки в этой области, постепенно наделяя суровые прежде внедорожники комфортом и прочими атрибутами гражданского автомобиля. Так, в конце 50-х годов в Америке появились универсалы с рамными шасси от пикапов Chevrolet Suburban и Jeep Wagoneer.
Шестидесятые годы ознаменовались появлением внедорожников нового типа. Их назвали SUV (Sport Utility Vehicle) или «паркетники». Считается, что эти автомобили являются промежуточным звеном между джипами и универсалами повышенной проходимости. Они могут перевозить габаритные грузы и большое число пассажиров, тянуть прицепы и справляться с несложным бездорожьем. Но проходимостью джипов не обладают. Зато у SUV свои преимущества: высокая посадка, большой клиренс, полный привод, более экономичный двигатель. Начиная с середины 80-х годов, «паркетники» становятся все более популярными, и прослеживается тенденция в сторону увеличения показателей их безопасности, экономичности и экологичности.
В истории автопрома отметился и советский полноприводный автомобиль с несущим кузовом ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель вызвала интерес во всем мире и способствовала созданию компактных внедорожников в США и Японии. Термин «внедорожник» был введен в употребление в 90-х годах, чтобы заменить привычное «джип». Ведь право так называться имеют только автомобили автоконцерна Chrysler, владеющего подразделением Jeep.
В 2000-х годах появились и первые внедорожники Премиум-класса. Как правило, это представительские модели, о внедорожных качествах которых не принято задумываться. Яркие представители этого класса Cadillac Escalade, Lincoln Navigator, BMW X5, Mercedes-Benz M-Class, Audi Q7.
Современные внедорожники можно разделить на пять групп: кроссоверы, SUV, классические внедорожники, универсалы повышенной проходимости и пикапы.
Алексей Чернов