Вспомним фильмы, созданные до второй мировой войны. Какие там были автомобили! Песня и сказка! Роскошные, сверкающие лаком, с длинным, хищным капотом… Самые «крутые» модели имели дополнительные дизайнерские «фишки». Например, вазочки в дверцах с внутренней стороны – для цветов, чтобы даме было приятно. Ну а о различных драгметаллах и прочих украшательствах и говорить нечего. Большой автомобиль – большому человеку.
Но вот мир встряхнула глобальная война, и сразу стало мало не только богатых людей, но и богатых стран. Те, кто до войны мог позволить себе грандиозные сооружения на колесах, вдруг в одночасье оказались просто нищими – с истощенными ресурсами, разгромленным производством. Вся Европа подсчитывала убытки. Тут уже не до больших автомобилей, ведь они потребляют столь необходимые в других местах ресурсы (да хотя бы то же топливо). Но ездить-то нужно. Конная тяга как-то вышла из моды. И начали появляться микроавтомобили.
Эти машинки, «мелочь пузатую», выпекали, как булочки, все, кому не лень. И к началу 50-х годов прошлого столетия почти все страны захлестнули микроавтомобили. Они переживали настоящий бум.
Но, правда, следует заметить, что первый микроавтомобиль был создан гораздо раньше – в 1935 году. Velocar Camionette представлял собой помесь велосипеда и автомобиля. Очень напоминал футляр на колесиках. Естественно, ни о какой крыше речи не было, уже хорошо, что были боковые дверцы. Это чудо технической мысли изобрел инженер Шарль Моше, а поводом для создания велокара стала банальность – его сын часто падал с двухколесного велосипеда, обдирал коленки, пачкал одежду, и жена инженера просто чуть не на коленях молила супруга хоть что-нибудь придумать. Вот он и придумал – четырехколесный велосипед, с которого упасть было просто невозможно, разве что очень постаравшись.
Затем идея была усовершенствована – велосипед стал двойным, то есть, один человек давил на педали, обеспечивая «мускульную тягу», а второй занимался непосредственно управлением. Именно это и получило название Velocar. Любопытно, что велокары выпускались двенадцать лет – с 1926 г. по 1938 г., и пользовались особой популярностью у семей ветеранов первой мировой войны, особенно у ослепших ветеранов: глава семьи крутил педали, ощущая свою важность и нужность, ну а супруга благополучно держалась за баранку. После 1938 года в Velocar начали встраивать двигатели – одноцилиндровые моторы в целых 2 лошадиных силы, и вот они-то и получили имя Velocar Camionette.
Следующим «мелким и пузатым» стал Peugeot, выпущенный в 1942 году. Оккупированная страна, все забирается «для нужд вермахта», свободных ресурсов в наличии нет… Тем не менее завод Peugeot ухитрился воплотить в жизнь автопроект и создал микроавтомобиль Peugeot Voiture Legere de Ville. Кстати сказать, это был микроэлектромобиль: трехколесная приземистая машинка, которая была способна проехать без дополнительного питания 80 км. Весило это чудо техники 348 кг.
Уже после второй мировой войны летчики Клод Драй и Дейл Оркатт создали King Midget Mk I – одноместную машинку, представляющую собой раму с колесиками, на которую крепилось одно сиденье, а сзади сиденья – миниатюрный двигатель. Никаких изысков типа крыльев, капотов, багажников и прочих привычных элементов. Машинка стоила $270 и продавалась в разобранном виде. Покупателю было достаточно собрать этот конструктор и ехать по своим делам. Но уже в 1951 году у этого микроавтомобиля появилась крыша, удлиненный капот, пассажирское сиденье и даже крылья! Выпуск продолжался до 1970 года. В 2001 году новый владелец Midget Motors объявил, что будет создана четвертая модель King Midget, так что история этой малютки еще не закончилась.
Корпорация Messerschmitt, не имея права выпускать самолеты, начала выпускать микроавтомобили, и выпускала их вплоть до середины 50-х годов прошлого столетия, пока вновь не разрешили выпуск самолетов. Эти «маленькие и пузатые» «Мессеры» позволили компании если не роскошно жить, то по крайней мере уцелеть в жестоком послевоенном кризисе в проигравшей стране. Любопытно, что британская компания Tritech и сейчас предлагает копии микроавтомобилей Kabinenroller, которые производил легендарный Messerschmitt. Правда, эти копии оснащены современными двигателями.
Во второй половине 50-х годов прошлого века в Испании был выпущен минифургон Biscuter Furgoneta с очень интересным корпусом – из алюминия и дерева. Под тем же именем выпускались алюминиевые миниджипы, которые буквально наводнили сельскую местность страны.
Трехколесные MkI и MkII выпускались в Англии с 1957 по 1965 гг. компанией, которая специализировалась на производстве локомотивов - Hunslet Engine Company.
Но мир богател, военные шрамы постепенно затягивались, и автомобили вновь начали увеличиваться в размерах. В 60-е годы прошлого столетия интерес к микроавтомобилям упал. Но – ненадолго. Пробки мегаполисов вновь возродили микроавтомобили, и сейчас чуть не каждая солидная автомобильная компания имеет в своем арсенале хотя бы одну модель мини, а в перспективе – и микро (если еще таковой не обзавелась).
София ВАРГАН