Рано или поздно перед каждым владельцем автомобиля встает вопрос: тонировать своего «железного коня» или нет. У сторонников и противников тонировки есть весомые аргументы, почему надо делать так, а не иначе. Отбросив эмоции, столь характерные в случаях, когда заходит речь об этом элементе тюнинга, попробуем проанализировать все плюсы и минусы тонирования.
Главный миф, которым пугают автовладельцев, - тонированный автомобиль становится менее безопасным. В корне неверное утверждение. Напротив, использование тонирующей пленки значительно повышает ударостойкость стекла. Сочетание таких компонентов, как клей, пленка и стекло приводит к образованию композиционного материала, способного выдержать удар с энергией в 60 Джоулей (такая энергия образуется, к примеру, если швырнуть камень с близкого расстояния). Если же стекло даст трещины, то за счет стягивающего эффекта удастся избежать его разбития и попадания осколков в салон и неминуемых при этом порезов. Особенно важно такое свойство для лобового стекла, ведь во время движения, летящие в глаза осколки могут привести к аварии. Также использование пленки поможет сохранить целостность стекол и при «бомбардировке» градом.
Впрочем, противники тонирования к защитным свойствам пленки претензий не имеют, особенно, если это высококачественная пленка, соответствующая ГОСТу и не ухудшающая обзорность водителю. Их беспокоит другое: за идущим впереди автомобилем с тонированными стеклами ничего не видно. Однако, данный факт скорее должен заставить водителя, находящегося сзади, ехать более осторожно и не лезть на обгон, но, ни в коем случае, не обвинять владельца тонированного авто в создании потенциальной опасности на дороге. Никому же не приходит на ум обвинять грузовые фуры, также не отличающиеся прозрачностью.
Правда, следует учесть, что тонирование может осуществляться не только пленкой, но и напылением. А вот от такого способа лучше отказаться, поскольку сложно соблюсти требования ГОСТа по светопроницаемости и вдобавок никаких преимуществ по ударостойкости напыление не дает. К счастью, от этого способа сейчас практически отказались.
Другое преимущество тонирования пленкой – защита от воздействия солнечных лучей. Это препятствует выгоранию обивки салона; предохраняет панель приборов, аудиоаппаратуру; защищает резиновые, кожаные и деревянные детали интерьера. Не стоит забывать и о вреде, который причиняет ультрафиолет водителю и пассажирам. Единственное возражение, которое высказывают противники тонирования в этом случае – снижение обзорности в темное время суток. Однако, при соблюдении всех стандартов ГОСТ такой проблемы не возникает.
Огромное значении имеет и свойство пленки скрывать все, что происходит в салоне автомобиля. Это помогает отпугнуть воров, которые не полезут в машину, не зная, что их там ожидает. Если же все-таки полезут, то сильно намучаются, пытаясь разбить защищенное стекло, разорвать тонировочную пленку. Кроме того, тонированным автомобилям гораздо реже устраивают дорожные «подставы» - мошенники предпочитают не рисковать.
И, наконец, тонированная пленка придает автомобилю совершенно иной вид, делает его более утонченным и элегантным. А, если проявить немного фантазии, и затонировать стекла одной пленкой с разными степенями прозрачности или применить плавный переход цвета, можно добиться даже некоего эффекта эксклюзивности. И знакомый автомобиль вдруг вызовет совсем иные (разумеется, положительные) эмоции.
Получается, что плюсов у тонировки гораздо больше, нежели минусов. С той важной оговоркой, что делать тонирование надо в надежном специализированном салоне, ни в коем случае, не в гараже у частника. И следует обязательно знать, что основным требованием к тонированному автомобилю является светопропускание стекол, регламентированное ГОСТом 5727-88, а именно пунктом 2.2.4, который звучит так: «Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителей, должно быть не менее: 75% для ветровых стекол; 70% для стекол, не являющихся ветровыми, входящими в нормативное поле обзора, определяющее переднюю обзорность».
Алексей Чернов