Автомобиль – это уже неотъемлемая часть любого современного фильма. Год от года список «автоактеров» пополняется новыми хитами, но и старым картинам есть чем похвастаться. Каким же транспортом знаменит тот или иной фильм, можно вспомнить на примере лучшей двадцатки из них.
1) «Буллит»
Что особенного в этом фильме 1968 года? Культовый Dodge Charger инфернально-прекрасного черного цвета? Есть. Крутой парень в кожаных перчатках и невозможно сексуальным выражением честных голубых глаз? Есть. Преступник с невыносимым характером и холодными злыми глазами? Есть. Зеленый Ford Mustang Fastback в зеркале заднего вида? Есть. Воплощение безрассудства и мужественности Стив Маккуин в главной роли? Есть. Несколько минут невыносимого напряжения? Есть. Запоминающаяся головокружительная погоня по улицам Сан-Франциско? Есть. Зеленый VW Beetle, то и дело возникающий на заднем плане? Есть. Стрельба? Есть. Эффектный въезд Dodge Charger в бензоколонку и его последующий взрыв? Есть. Парочка обгоревших трупов? Есть. Герой Маккуина – детектив Буллит – спокойно уезжающий с места происшествия, как будто ничего не произошло? Есть. Девять минут сорок две секунды - лучшая сцена погони в мировом кинематографе.
2) «Пиф-паф ой-ой-ой»
Фильм Кена Кьюза 1968 года выпуска снят по роману Яна Флеминга, а сценарий к нему писал сам Роальд Даль – у него просто не было ни единого шанса не стать классикой мирового кино. Чудаковатый изобретатель создает экспериментальный автомобиль и называет его «пиф-паф ой-ой-ой» - наверное, это самая милая пародия на машину в истории кино. Да и кто из нас не мечтал прокатиться на летающем автомобиле? Кстати, прототипом главного героя на колесах стал гоночный автомобиль с аэродвигателем, конструкция которого отличалась особой несуразностью и примитивностью. Его сконструировал в 1921 году граф Зборовски. Нелепый гигант развивал скорость 100,75 м/час и даже принимал участие в гонках.
3) «Дни грома»
Малоизвестный гонщик (его играет Том Круз) получает шанс принять участие в гонках «Наскар». «Дни грома» (1990) – своего рода версия «Лучшего стрелка», только про автомобили. Опять-же, Круз в главной роли. В фильме множество напряженных, захватывающих моментов, как на гоночной трассе, так и за ее пределами. Правда, фильм был раскритикован некоторыми участниками «Наскар», в основном за педалирование некоторых якобы общепринятых гоночных маневров, в частности, столкновения бамперами. Да, еще критиковали Николь Кидман – она играла врача, и при этом разъезжала на мотоцикле без шлема. Банально? Да. Неправдоподобно? Конечно. Но зато как красиво! Особенно прекрасен восхитительный саундтрек Ханса Циммера, в котором звучат Chicago, Тина Тернер и Guns N Roses. И, конечно, множество прекрасных гоночных автомобилей.
4) «Херби снова на ходу»
Конечно, Херби – всего лишь фольксваген-«жук», а не гоночный болид, но зато эта милая крошка завоевала сердца многомиллионной аудитории и собрала в прокате почти 40 миллионов долларов. И это в 1970-е! Херби, пожалуй, один из лучших примеров антропоморфизма в кино – назовите другую машину с таким же прелестным добродушным характером. Да, и не забывайте о старом трамвай–трамвае №22 – которому по всем законам полагался бы «Оскар» за лучшую роль второго плана среди кино-автомобилей, если бы он только существовал.
5) «Ронин»
Сюжет этого боевика посложнее электросхемы новейшего BMW 7-линейки. Героиня Наташи МакЭлхон (Дейдра – какое имя для секретного агента) нанимает пятерых «ронинов» - в средневековой Японии, самураев, не сумевших уберечь своего господина от смерти - для похищения некоего кейса, содержимое которого так и остается неизвестным. Сюжет еще больше запутывается, когда наемники начинают собственную игру, в ходе которой частенько подстреливают друг друга. Первая сцена погони сделана на очень высоком уровне и полностью захватывает - если, конечно, вы можете абстрагироваться от того факта, что в роли одной из участниц погони выступает Citroen XM. Вторая сцена погони достойна войти в анналы классики жанра (ее единственный недостаток – нереалистичность: когда еще увидишь, что Peugeot 406 не отстает от BMW 535i?), но, по большому счету, парижские улочки в качестве живописного фона способны вытянуть даже самый посредственный фильм, хотя режиссер Джон Франкенхаймер известен своим умением снимать погони.
6) «Ле Ман»
Фильм, в название которого вынесены всемирно известные гонки, просто обязан был попасть в наш список. Правда, сюжет у него более плоский, чем грудь у Кейт Мосс, да и диалоги – как будто из учебника иностранного языка, но зато операторская работа остается на высшем уровня, с первого до последнего кадра (рекомендуем обратить внимание на эпизод, когда герой Стива Маккуина – кстати, именно он задумал фильм и собрал деньги на его съемку – ведет Porsche 911S по пустынным улочкам французского города). Прекрасные автомобили, приобретенные специально для съемок (20 штук), достойны особого упоминания – Porsche 917 и Ferrari 512S вызывают трепет, даже когда они неподвижно стоят, а уж когда несутся на полной скорости…. Массовые сцены – настоящее произведение искусства. Кажется, что можно почувствовать аромат французских крепов…
{mospagebreak title=Двадцать лучших фильмов о машинах. Часть 2}7) «Ограбление по-итальянски» (1969, не 2003)
Да, это тот самый фильм, в начале которого без жалости разбивают Lamborghini Muira – автомобиль въезжает в туннель в Альпах, но не выдерживает фатального столкновения с землеройной машиной. Да, непонятно, как фильм с участием Бенни Хилла может уже более 40 лет считаться классикой авантюрно-криминального кино. Возможно, ответ на этот вопрос может дать блестяще снятая погоня на Mini Cooper. Несомненно, зрители полюбили бы эту сцену, даже если бы она была снята где-нибудь на складе в Ротереме, но место действия – в, над и под Турином – сделало ее незабываемой. По своей красоте ее можно сравнить только с балетом.
8) «Голдфингер»
Вот уже 45 лет Aston Martin DB5 является неизменных атрибутом фильмов о Джеймсе Бонде – возможно, это объясняется наличием катапультируемых кресел, фар, способных изменять цвет и форму, пулеметов, пуленепробиваемых стекол и способностью разливать масло перед Mercedes-Benzes злодеев? Впрочем, в этой серии «бондианы» Aston Martin еще не мог похвастаться такими супер-способностями. Безусловно, всякие технические прибамбасы играли свою роль, но автомобиль был силен и сам по себе – помощница Бонда Тилли Мастерсон погибает в центральной погоне, и агент 007 в конце концов допускает досадный промах, отвлекшись на отражение фар собственной машины. Мы ожидали от тебя большего, Бонд.
9) «Двухполостное шоссе»
Малоизвестный фильм-путешествие, в котором пейзажи начисто затмевают диалоги. Герои музыкантов Джеймса Тейлора и Денниса Уилсона (на «шевроле» 55-го года) и герой Уоррена Оутса (на «понтиаке» GTO 70-го года) разъезжают по Америке и, встретившись, вступают в гонку, победителю в которой достанется автомобиль проигравшего. Этот фильм предназначен скорее для любителей дорожной романтики, чем для ценителей эффектных автомобилей, но, тем не менее… Тейлор очень далек от автомобилей, и невольно выдает свое полное невежество, когда открывает боковое окно прямо перед начало завершающего этапа гонок. Да, тонкочувствующие музыканты-хиппи вовсе не обязаны разбираться в тонкостях аэродинамики, что, впрочем, можно сказать и о большинстве постановщиках гонок в 1971.
10) «Исчезающая точка»
Зарабатывая на жизнь перегоном машин из города в город, Ковальски (его играет Барри Ньюман) заключает пари, что сможет перегнать белый Dodge Challenger из Денвера в Сан-Франциско (950 миль) за 15 часов. Когда по непонятной причине его пытаются остановить полицейские, Ковальски демонстративно уходит от преследования, следя за тем, чтобы никто из преследующих его полицейских не погиб. Добавьте к незамысловатому сюжету рваную хронологию, кучу разбитых и покореженных полицейских машин и обнаженную девушку на мотоцикле – и получите один из самых интересных фильмов 1971 года.
11) «Квант утешения»
Погоню, с которой начинается фильм, – за Aston Martin DBS гонится Alfa Romeo 159 – большинство критиков разнесли в пух и прах: Бонд достоин лучшего, да в и предыдущих сериях мы видели трюки поэффектнее. Но рядовые зрители остались вполне довольны: столкновение Aston с грузовиком в туннеле, и отражение черного 159 в зеркале заднего вида. Высшая оценка за скорость и стремительность. Жаль, что каскадеры во время съемок утопили в озере как минимум один DBS.
12) «Только для твоих глаз»
По традиции, автомобиль Бонда должен быть a) быстрым, b) стильным и c) нашпигованным всякими шпионскими прибамбасами. Но когда наемники Аристотеля Кристатоса взрывают Lotus Esprit Turbo агента 007 и себя заодно, Бонду срочно требуется новое средство передвижения. Им становится припаркованный неподалеку Citroen 2CV. К счастью, на нем Бонду не приходится совершать особых подвигов, а всего лишь «дружески проводить» парочку вооруженных до зубов преступников на Peugeot 504s. После фантастического «Мунрейкера» нужно было срочно вернуть зрителям знакомого и полюбившегося Бонда – брутального и харизматичного, каким он описан в романах Флеминга. «Только для твоих глаз» должен был справиться с этой задачей. Удалось ли это ему? А как вы думаете, если в роли Бонда – Роджер Мур, а в роли его супер-машины – Citroen 2CV?
13) «Французский связной»
Автомобиль полицейского Попайя Дойла, Pontiac LeMans 71-го года, превращен в груду металлолома еще до начала первой погони (если так можно назвать попытку догнать поезд метро на автомобиле), но это не портит впечатления от гангстерского боевика. Примерно через десять лет после выхода фильма сын Джина Хекмена - актера, исполнившего роль Дойла, - пытался сделать карьеру гонщика. Интересно, что навело его на эту мысль?
{mospagebreak title=Двадцать лучших фильмов о машинах. Часть 3}
14) «Такси»
Даниэль, в прошлом развозчик пиццы, таксист без тормозов с криминальными наклонностями и дедуктивными способностями Шерлока Холмса (Сэми Насери), попадается на превышении скорости (180 м/час на Peugeot 406) и, чтобы не лишиться прав, вынужден помогать марсельской полиции ловить шайку изобретательных грабителей банков. Как и в большинстве фрацузских фильмов, о надуманности сюжета быстро забываешь, чему способствуют блестящие диалоги, интересные герои и сумасшедшие гонки. К сожалению, легкий юмор не удалось сохранить в последующих частях. Очаровательный экшен, который прекрасно подходит для романтического вечера с бутылкой французского вина.
15) «История игрушек»
Несправедливо будет не упомянуть в нашем рейтинге «Историю игрушек» - в конце концов, Уоллис и Громит сыграли в самой грандиозной сцене погони в истории мультипликации. Впрочем, это не погоня в традиционном понимании, ведь в ней участвуют игрушечный паровозик, мебель в столовой и игрушечный пингвин, а не машины. Из множества интересных сцен в двух частях «Истории игрушек» самым захватывающим можно считать заключительный момент первой части: никто не мог бы помочь покорителям космоса и ковбоям спастись от злого бультерьера лучше, чем радиоуправляемая игрушечная машина. И когда садятся батарейки, прикрепленная к спине одного из героев ракета оказывается как никогда кстати. Как говорят в кино, «это не полет, это красивое падение».
16) «Бриолин»
Кинотеатры под открытым небом, поцелуи и робкие обжимания на заднем сиденье авто, первая любовь - этот романтический мюзикл так густо пропитан ностальгией, что сквозь нее с трудом можно рассмотреть прекрасные машины. А посмотреть там есть на что - жаль только, что почти все используемые автомобили сошли с конвейера уже в 70-х, а не в 50-х, как требовал сюжет, - придирчивые автолюбители-киноманы отметили это немедленно, но менее искушенные зрители пришли в восторг от «ретро-автомобилей». И все же, как забыть бело-серебристый Ford-кабриолет 1948, Greased Lightnin, увозящий жизнерадостного героя Джона Траволты к счастью и победе?
17) «Убрать Картера» (фильм 1971 года, а не хлам со Сталлоне)
Ужасно мрачный фильм - и не только из-за неоправданной графически показанной жестокости, случайного секса, порнографии или нагромождения трупов. Концентрация насилия на экране достигает критической точки, когда девственно белый Sunbeam Alpine - NVK 620F, сталкивают в воды у доков. Какая ужасная нелепость - угробить такую прекрасную машину. Да, ее владелице это тоже не понравилось – тем более, что в момент погружения она была заперта в багажнике автомобиля.
18) «Отпетые мошенники»
Лазурный берег, безупречно отглаженные белые костюмы, солнцезащитные очки Chanel, толстые сигары, много солнца и, конечно, темно-золотистый Rolls-Royce Corniche 80-го года. Еще никогда Rolls-Royce так гармонично не вписывался в атмосферу фильма. Идеальная машина. Идеальное время. Идеальное место. Что еще нужно для хорошего фильма?
19) «Высшее общество»
В этом фильме мы тоже видим машину, как бы воплощающую его дух. Высшее общество Ньюпорта, середина 1950-х гг. Атмосфера праздности, вызывающее богатство, роскошные летние виллы Рокфеллеров, Вандербильдтов – все это рушится под натиском любви, и героиня Грейс Келли на сумасшедшей скорости катает героя Фрэнка Синатры на своем Mercedes 190 SL. Сдержанная сексуальность - огонь под покровом льда - Голливуд, 50-е. Классика.
20) «Перевозчик»
У любого фильма с участием Джейсона Стэтема есть как минимум две особенности: 1) в них много драк и мордобоя (правило №1: герой Джейсона всегда выигрывает), и 2) в них есть гангстерский стиль в лучшем понимании этого слова. А уж если фильм с Джейсоном Стэтемом снимает такой любитель быстрой езды на красивых машинах, как Люк Бессон, получаем незамысловатый, но занимательный боевичок с «изюминкой» в виде головокружительных погонь (особенно много изюма насыпали в начальных сценах «с участием» BMW 735i и десятка полицейских машин Peugeot 306). «Перевозчик» - отличное лекарство от скуки на время дальних перелетов.
+1 Почетное упоминание...
«Живи и дай умереть»
В «Живи и дай умереть» нет «машины Бонда» как таковой. В ней есть смешной шериф Дж. В. Пеппер, голодные крокодилы, погоня на лодках, ритуалы вуду и много, очень много модного шмотья, но вот с автомобилями как-то не сложилось… Причем не сложилось настолько, что «звездой» этой серии «бондианы» является AEC Regent RT шикарного бело-голубого цвета. К тому времени, когда агент 007 вынужден был попрощаться с этой машиной, мест для пассажиров в ней было вдвое меньше, чем вначале.