Если вам уже доводилось покупать подержанный автомобиль, вы знаете, как важен тест-драйв – он помогает определить реальную стоимость машины. К сожалению, немногие, даже опытные водители знают, как правильно тестировать автомобиль, чтобы отличить хороший автомобиль от посредственного. Большинство тех, кто покупает подержанные автомобили, на тест-драйве просто проезжают несколько километров, включив магнитолу, и слушают музыку. Между тем, это время можно потратить гораздо с большей пользой. В этой статье мы собрали рекомендации профессионалов с многолетним опытом вождения, которые помогут вам найти хороший, надежный подержанный автомобиль, который прослужит вам долгие годы.
Непредвзято подходите к выбору автомобиля
Настоящий профессионал всегда хладнокровен и непредвзят. Помните, что у разных автомобилей разные достоинства. И модификации далеко не всегда идут на пользу автомобилю.
Несколько лет назад мой приятель совершил большую ошибку. Он потерял голову, загоревшись непреодолимым желанием купить спортивную машину, увиденную им на рекламном снимке в одной из газет. После тест-драйва он буквально истекал слюнями, как будто речь шла не об автомобиле, а о сыне-первенце. «Ну, разве эта крошка не чудо?!», - все повторял он. И тогда за руль сел я. Это было задолго до того, как я начал карьеру профессионального гонщика, но мне не понадобилось много времени, чтобы распознать дефект, присутствующий в большинстве подержанных автомобилей: при движении изношенной подвески колеса разъезжаются в разные стороны. Кроме того, стрелка индикатора температуры воды стремительно переместилась до нуля, достигнув «красной зоны», а это означает, что сенсор индикатора не соприкасался с водой.
После тест-драйва я сказал своему приятелю: «Купишь эту машину – и тебе останется только надеяться на то, что двигатель взорвется раньше, чем полетит подвеска». В чем мораль этой назидательной истории? При оценке подержанных машин нужно быть беспристрастным и максимально абстрагироваться от своего предубеждения, чтобы анализ достоинств и недостатков автомобиля был объективным.
Установите планку качества
На раннем этапе создания автомобиля конструкторы устанавливают стандарты качества и цели, например: «Превзойти автомобиль А по комфортабельности и не уступать автомобилю В по легкости управления».
Водитель, покупающий подержанный автомобиль, должен установить собственные стандарты качества. Начиная поиски автомобиля, он не всегда знает, какая машина ему нужна, и даже не уверен, какого типа машина. Нет ничего страшного в том, чтобы выбирать между внедорожником и спортивным купе. Чтобы понять, какой автомобиль вам нужен, устраивайте тест-драйв всех авто подряд. Обратитесь в компании, которые сдают машины напрокат, - это даст вам возможность определить, какой именно автомобиль вам нужен. Помните, что основная модель автомобиля может существенно отличаться от ее последующих модификаций, и не только в управлении. Чем больше времени вы проведет за рулем самых различных автомобилей, тем точнее сможете оценить реальные возможности авто – будет с чем сравнить.
Тщательно осмотрите автомобиль перед тест-драйвом
Перед тест-драйвом водители-профессионалы обязательно проводят тщательный осмотр автомобиля. Они проверяют состояние и уровень масла, хладагента и трансмиссионной жидкости, давление в шинах и множество других параметров. Водители, которые собираются покупать подержанный автомобиль, также не должны пренебрегать такой проверкой - это поможет избежать неприятных сюрпризов в будущем.
Откройте капот. Любой сильный запах должен вас насторожить – это признак неисправности. Обращайте внимание и на другие показатели. При помощи стержневого указателя проверьте уровень масла и трансмиссионной жидкости, а также обратите внимание на их чистоту. Откройте крышку маслозаправочного отверстия – черный налет с внутренней стороны означает, что масло меняли крайне редко. Проверьте состояние масляных шлангов и ремней привода вентилятора – нет ли на них повреждений, потертостей или трещин. Лягте на землю и загляните под автомобиль, чтобы проверить, не протекают ли амортизаторы, и в порядке ли защитные пластины (во внедорожниках). До и после тест-драйва проверьте, нет ли утечки масла или трансмиссионной жидкости. Когда включаете зажигание, когда переключаете скорости, проверяйте отражение в зеркале заднего вида – не идет ли дым из выхлопной трубы.
Проведите рукой по поверхности каждой шины. Неравномерный износ шин указывает на износ некоторых деталей подвески. Измерьте глубину рисунка протектора: в новых шинах для пассажирских автомобилей глубина составляет 7-8 мм, а в новых шинах для внедорожников – 8-9,5 мм (если шины «почти как новые», значит, они порядком изношены). Также не забудьте проверить давление в шинах. Плохо накаченные шины могут вызвать проблемы во время тест-драйва.
По возможности проверьте тормозные диски – нет ли на них трещин или углублений, не утратили ли они первоначальный цвет. В некоторых автомобилях толщину тормозных дисков можно проверить, не снимая колеса.
Если вы подозреваете, что автомобиль попадал в аварию, прикоснитесь к его боковой поверхности прорезиненным магнитом. Если магнит не притягивается к поверхности, под краской может скрываться толстый слой наполнителя.
Делайте записи
Составьте таблицу основных показателей: удобство управления, пробег, маневренность, комфортабельность, уровень шума, уровень износа шин, состояние (нуждается ли машина в ремонте), состояние салона, удобство кресел, стереосистема, состояние тормозов, корпус и другие важные для вас показатели. Установите системы оценки, от 1 до 10, и оценивайте каждый автомобиль по всем показателям. Параметры, которые не входят в таблицу, описывайте отдельно, например: «Радиаторные шланги новые, но шланги отопителя требуют замены». Такие записи помогут вам в дальнейшем лучше вспомнить автомобиль и принять взвешенное обдуманное решение.
Не торопитесь
Профессиональные водители на тест-драйве могут проехать около 20 километров, чтобы оценить один-единственный критерий. Если вы серьезно настроены приобрести автомобиль, не позволяйте продавцу торопить вас с решением. Впрочем, его тоже можно понять - многие устраивают тест-драйв, чтобы прокатиться на машине, совершенно не собираясь ее покупать. Если хозяин автомобиля будет возражать против длительного тест-драйва, предложите ему деньги, как за прокат машины.