С учетом небольшого разнообразия автомобильных марок в Советском Союзе, каждая машина угадывалась по силуэту и звуку двигателя. Притом, что мало какой советский автомобиль можно было назвать по-настоящему красивым и элегантным, ГАЗ-13 «Чайка» этих эпитетов вполне достоин.
В 1957 году Горьковский автозавод вместе со сменой названия (убрали приставку «М» Молотов) начал разработку автомобиля, разительно отличающегося от всего автопарка, производимого ранее. ГАЗ-13 «Чайка», запущенный в мелкосерийное производство в 1959 году был высоко оценен на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. При этом, несмотря на большое количество заимствованных идей, в основном у американских автопроизводителей, ГАЗ-13 - результат упорной работы целой команды советских конструкторов.
На американцев он только похож: ГАЗ-13 «Чайка»
Внешне автомобиль напоминал роскошный Pakkard Carribien 1955 года выпуска с обилием хрома и рыбьими хвостами багажника. Да и силовой агрегат, V-образная восьмерка объемом 5.5 литра и максимальной мощностью 195 лошадиных сил хоть и был новшеством для советского автомобилестроения, также смахивал на детище Детройта. При этом он умудрялся при расходе 21 л/100 км разгонять двухтонный автомобиль до 160 км/час. В Советском Союзе того времени ГАЗ 13 «Чайка» стал инновационным автомобилем с богатым оснащением: гидроусилитель, вакуумные тормоза и автоматическая коробка передач. Кроме того, имелся электропакет - пятидиапазонное радио, прикуриватель, стеклоподъемники и выдвижение антенны.
«Чайка» - автомобиль только для избранных
Имея единую рамную Х-образную конструкцию, автомобиль выпускался в нескольких вариантах: ГАЗ-13А с водительской перегородкой и ГАЗ-13Б с автоматически управляемой мягкой откидной крышей. И это не считая массы переделок - на том же прибалтийском RAF умудрились выпустить на базе «Чайки» универсал для нужд скорой помощи и даже катафалк. А вообще благодаря размерам, дизайну и эксклюзивности этот семиместный лайнер надежно занял нишу между автомобилями ГАЗ-21 «Волга», доступными простым смертным, и, ЗИЛ, участвующим в парадах на Красной площади. Таким образом, ГАЗ-13 «Чайка» прописался в гаражах республиканского значения и Министерстве иностранных дел, где использовался для встречи высокопоставленных иностранных гостей, и даже служил правительственным лимузином лидерам дружественных стран, как, например ГАЗ-13Б с хромированным поручнем у Эриха Хонеккера в ГДР. В связи со столь парадной внешностью после долгой службы в министерствах и ведомствах «Чайка» передавалась во Дворцы бракосочетания. И лишь по приказу ЦК она могла появиться в узком кругу избранных, к которому можно отнести Шолохова, Гагарина и Фиделя Кастро.
Большинство известных экземпляров ГАЗ-13 черного цвета, но выпускались автомобили двойной бежево-бордовой и молочно-бирюзовой окраски. Еще боле редким раритетом считается ГАЗ-13 «Чайка» со сдвоенными фарами передней оптики и полосной радиаторной решеткой, которую автомобиль получил после небольших изменений, внесенных в 1961 году. К сожалению, эта модификация так в серию и не пошла, да и всего за ворота Горьковского автозавода выехали 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка».
Новый стиль семидесятых ГАЗ-14
Несмотря на постоянно вносимые технические и стилистические изменения к концу шестидесятых роскошный хромированный лайнер выглядел откровенно устаревшим. Поэтому была проведена глубокая модернизация, вследствие чего получилась новая модель ГАЗ-14 «Чайка». Однако лишь в 1977 году был выпущен первый экземпляр вишневого цвета, который был подарен на семидесятилетие Брежневу. В отличие от ГАЗ-13, новая модель выпускалась исключительно в черном цвете, и лишь первая женщина-космонавт Валентина Терешкова удостоилась белого экземпляра, а начальник пожарного управления Москвы - красного. Кстати, уже после выпуска обновленной модели всегда дефицитная «Чайка» по личному приказу генсека сменила японский автомобиль патриарха Пимена.
Роскошь и комфорт ГАЗ-14 «Чайка»
Внешние угловатые формы автомобиля были утверждены еще в 1969 году. Кузов крепился на удлинившуюся Х-образную раму. При этом центр тяжести стал ниже, а подвеску полностью переработали, из-за чего улучшилась плавность хода и устойчивость при прохождении поворотов. А модернизированный двигатель, использующийся еще на предыдущей модели, увеличил мощность до 220 лошадиных сил и стал агрегатироваться новой планетарной коробкой передач, вследствие чего максимальная скорость увеличилась до 175 км/час. Из инноваций стоит отметить направленные на повышение безопасности передние дисковые тормоза, пояса жесткости и трехточечные ремни безопасности. Настоящий фурор ГАЗ-14 «Чайка» произвел в плане технической оснащенности. Электропакет расширился блокировкой дверей с места водителя, подогревом стекол, аудиосистемой с пультом дистанционного управления и омывателями фар. Для большей комфортабельности в салоне стали использоваться новейшие шумоизоляционные материалы.
Конец истории автомобиля «Чайка» - конец советской эпохи
Вторая модификация автомобиля выпускалась вплоть до 1988 года и канула в лету вместе с целой политической эпохой. Автомобилей ГАЗ-14 выпущено было 1114 штук. Возможно, именно столь малыми объемами выпуска и высоким классом раритетов и объясняется их высокая стоимость у коллекционеров. К тому же в оригинальном состоянии автомобилей ГАЗ-13 и ГАЗ-14 сохранилось совсем немного, ведь до распада Советского Союза они не были доступны частным владельцам. А горбачевская борьба с привилегиями номенклатуры зашла так далеко, что автомобиль не просто сняли с производства, но и уничтожили всю техническую документацию, сделав тем самым невозможным восстановление легенды советского автопрома.
Александр Ковязин