Мода на автомобили, заслуживающие почетной приставки «ретро», как и почти всякая другая мода, штука интернациональная. Увлечение старинными автомобилями не знает географических и государственных границ и находит множество своих сторонников практически во всех странах мира. Россия не стала исключением, причем снова проявила свою оригинальность - в основным спросом пользуются иностранные ретро-автомобили. Впрочем, есть почетное место и для российского автопрома.
Российские ретро-автомобили
Подавляющее большинство местных ретро-автомобилей в условиях России представляют собой автомобили советской эпохи, выпущенные с тридцатых по семидесятые годы прошлого столетия. Встречаются, пусть и намного реже, также и модели автомобилей, выпущенных в восьмидесятые годы. Это обусловлено тем, что до сих пор не выработаны четкие стандарты, по которым можно было бы присваивать статус «ретро-автомобиль». В большей степени это является предметом неформальной договоренности по поводу верхней хронологической границы, за пределами которой автомобиль не «ретро», а просто «старый». В настоящее время такой неформальной границей является 1980 год - модели предыдущих годов выпуска считаются ретро-автомобилями, более «молодые» обычно не считаются.
При этом почти не охвачена дореволюционная история автомобиля в России, тому есть уважительные причины - как таковая самостоятельная автомобильная промышленность к 1917 году просто не успела сложиться. Все же не стоит забывать об этой стороне жизни Российской империи. Так, здесь все-таки производились собственные автомобили, пусть и практически в кустарных условиях. Например, первым русским автомобилем по праву может считаться машина инженеров-промышленников Фрезе и Яковлева, впервые представленная общественности в 1896 году. Энтузиасты самостоятельно собрали автомобиль с двигателем мощностью в две лошадиные силы (солидный показатель по тем временам). При этом автомобиль, вес которого составлял 300 килограммов, имел запас хода по времени около десяти часов и мог развить скорость до двадцати одного километра в час. К сожалению, государством эта модель востребована не была и не послужила основой для соответствующей отрасли. Популярность автомобили приобрели уже позже, к началу второго десятилетия XX века - к 1916 году в личном гараже императора в Царском Селе находилось пять автомобилей иностранного производства.
Ретро-автолюбители в России
Правда, к тому моменту уже семь лет существовало первое предприятие по выпуску российских серийных автомобилей, Русско-Балтийский вагонный завод. И в 1910 году автомобили в России уже достигли такой популярности, что было решено организовать под покровительством императорской фамилии автопробег «Санкт-Петербург - Киев». В автопробеге участвовало сорок семь автомобилей, в том числе и три автомобиля Русско-Балтийского завода (современные любители ретро-автомобилей называют выпущенные на этом предприятии машины «руссобалтами»).
Так что для увлечения ретро-автомобилями в России весьма благодатная почва. К тому же не стоит упускать из виду большое число сохранившихся советских старых автомобилей - ведь в СССР вследствие дефицита и ограниченности материального положения большинства населения имеющиеся автомобили были единственной возможностью иметь «не роскошь, а средство передвижения». Поэтому и старались обращаться со старенькими авто бережно, «перебирали» их заново, продлевая жизнь. Отсюда и существенное число ретро-автомобилей с советской родословной.
Более состоятельные автолюбители составляют группу коллекционеров старинных зарубежных машин. Однако перед основной массой увлекающихся этим хобби достаточно остро встают проблемы хранения и эксплуатации ретро-автомобилей. Прежде всего, ретро-автомобили ввиду особых требований к защите их от капризов погоды (дождь, снег, туман, перепады температур и так далее) практически во всех случаях требуют содержания в гаражном помещении, к тому же и серьезно оборудованном в техническом отношении. Невозможность подчас раздобыть подходящие запчасти в случае с российскими любителями не так страшен - сказывается народная смекалка и умение приспосабливать для нужных целей самые неожиданные и оригинальные детали и устройства. Гораздо больше сложностей со страховкой ретро-автомобилей - оформить постоянную страховку для таких «старушек» практически невозможно. Максимум, на что идут российские страховые компании, это страхование автомобилей на период различных специализированных выставок, автосалонов и автопробегов. Но и тогда страховые взносы очень солидные, намного превышающие взносы в случае с «нормальными» авто.
Александр Бабицкий