Несмотря на сложную судьбу автомобилестроения, не стоит вычеркивать современную Россию из списков автомобильных держав. Последнее время, чтобы подчеркнуть государственную важность автомобильной отрасли в России, лидеры страны демонстрируют любовь к советским ретро-автомобилям. Глав иностранных держав Путин катал в своей «Волге», а Медведев в «Победе». Но все же лучше историю советского автомобиля помнят и ценят реставраторы и коллекционеры. Первые за счет своих знаний, умений и энтузиазма могут воссоздать достоверный облик машин прошедшей эпохи, а вторые, не жалея средств, пополняют ими музейные и частные автоколлекции.
В очередной раз с белого листа
Точкой отсчета в автомобильной истории России можно по праву считать Всероссийскую промышленную выставку, прошедшую в Нижнем Новгороде в 1896 году. Ведь именно на ней был представлен первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе. Несмотря на то, что машина не получила признания, предприятие по выпуску этих машин со временем реформировалось в первый автомобильный завод «Руссо-Балт». За семь лет своего существования это предприятие выпустило около полутысячи автомобилей, последние десять из которых были произведены уже в советский период на эвакуированных под Москву мощностях этого завода. Сохранившиеся автомобили «Руссо-Балт» из последнего «московского» десятка, один из которых принадлежал Михаилу Калинину, и можно считать первыми советскими автомобилями.
Достойных немного, но обратить внимание стоит
Если же исключить такую автоэкзотику, то в распоряжении коллекционеров советского ретро в основном продукция трех советских заводов ГАЗ, ЗИЛ и КИМ («Москвич»). Как правило, советские автомобили прошлого находятся в довольно плачевном состоянии, так как условия эксплуатации и хранения у них были крайне тяжелые, а количество сохранившихся экземпляров из правительственного гаража крайне ограничено. Коллекционирование ретромобилей на постсоветском пространстве - явление довольно молодое, потому советское ретро, как наиболее доступное, в нем доминирует.
Первым полностью советским автомобилем является ГАЗ-А, увидевший свет в 1932 году. И пусть он являлся полной копией знаменитого американского Ford-A, многие коллекционеры стремятся заполучить его в свой гараж, что отнюдь нелегко, так как мощностями двух заводов в Москве и Горьком было выпущено менее 42 тысяч машин.
Благодаря любви Иосифа Сталина к американской марке Packard в довоенных гаражах всех министерств и ведомств прописались ЗиС-101 и ЗиС-110. Эти машины можно назвать первыми советскими правительственными лимузинами. Несмотря на ограниченный выпуск этих машин, благодаря высокопоставленным хозяевам и должному обслуживанию этих машин сохранилось значительно больше.
Первый автомобиль собственной сборки для народных масс умудрились выпустить перед самой войной на московском автозаводе. А потому не удивительно, что из тысячи машин КИМ-10-50 до нынешнего времени сохранились единицы.
Многие машины, выехавшие за ворота горьковского автомобильного автозавода, стали эпохальными. Одна из них ГАЗ М1 - знаменитая «эмка», выпускавшаяся в предвоенное время и прошедшая всю войну. Но самыми любимыми и популярными у коллекционеров советских ретроавтомобилей стали другие две модели этого же завода. Легендарный ГАЗ М20 «Победа» заслужил массу эпитетов как от автовладельцев тех лет, так и от нынешних автолюбителей. Уникальные формы кузова, масса инноваций и отличные технические характеристики радовали как владельцев тех времен, так и нынешних любителей автомобильной старины.
Второй эпохой в советском автомобилестроении стала модель ГАЗ М21 «Волга». Благодаря массовому выпуску, красоте форм и исключительной надежности и долговечности, этот автомобиль, наверное, чаще всего реконструируют на постсоветском пространстве.
Конечно, всегда интересны коллекционерам правительственные лимузины ЗИЛ-111 и один из самых красивых отечественных автомобилей - ГА13 «Чайка».
Народные ретромобили
С такими легендами сложно конкурировать автомобилям для народа Москвич-400 и ЗАЗ, но и с ними связано немало анекдотичных историй, подогревающих интерес автолюбителей, ведь восстановленный раритет интересен не только сам по себе, но и с точки зрения бывших владельцев. Поэтому даже невзрачные коллекционные автомобили могут иметь неслыханную стоимость благодаря истории своих бывших владельцев.
Александр Ковязин