Страсть коллекционирования присуща многим, независимо от пола, возраста и социального статуса. Однако некоторые коллекции требуют не только желания, но и существенных финансовых возможностей. А уж коллекции раритетных автомобилей и вовсе обходятся в целые состояния.
В Советском Союзе частных коллекций практически не было, ретро-автомобили находились исключительно в музеях. Современное отношение к ретро-автомобилям неоднозначное. В то время как частные лица обзавелись капиталом и уже могли позволить потакать своим прихотям, создавая коллекции ретромобилей, экспозиции музеев при заводах и государственных учреждениях приходили в упадок, разворовывались и попросту уничтожались. Одним из ярких трагических примеров является уничтожение огромного музея НАМИ. Так что, учитывая, что доступ в частные гаражи для простых смертных закрыт, ретро-автомобили в Москве можно увидеть в нескольких государственных музеях и частных выставочных залах.
Ретро-автомобили в музеях Москвы
Старейшая российская экспозиция автомобилей принадлежит Государственному политехническому музею. Вот уже более ста тридцати лет в его залах выставляются самые разнообразные средства передвижения. К сожалению, в хранилищах находится значительно большее количество раритетных автомобилей, чем можно выставить в небольших помещениях музея.
Инициатива мэра столицы Лужкова воплотилась в государственном музее ретро-автомобилей на Рогожском валу. Позаимствовав несколько экспонатов из запасников Политехнического университета и переместив в него огромную коллекцию исчезнувшего автозавода «АЗЛК», положили начало самому крупному собранию ретро-автомобилей не только в Москве, но и в России. Здесь собраны не только легендарные советские автомобили «ЗИС» «ЗИМ» и «ГАЗ», но и известные олдтаймеры иностранного производства - Mercedes, Packard, BMW и Ford. Есть автомобили, принадлежавшие известным историческим личностям (Hudson Валерия Чкалова) и просто очень редкие экземпляры (японский джип Kurogane). Кроме того, в коллекции «Москвичей» есть поистине уникальные машины «Яуза», «Калита» и «Арбат», а модель «400-421» или электромобиль «2335Е1» и вовсе единственные в мире.
Самые известные ретро-автомобили собраны в музее «Мосфильма». В их числе не было легендарных исторических деятелей, зато они узнаваемы благодаря кадрам из советских и российских кинолент.
Ретро-автомобили в частных коллекциях
На фоне объемов государственных запасников частные автомобильные коллекции Москвы» выглядят небольшими, но, как правило, ретро-автомобили в них гораздо ухоженнее. Печальным исключением среди частных экспозиций выглядит Ломаковский музей. И дело даже не в размере коллекции, которую начал собирать еще отец нынешнего хозяина, а в состоянии раритетов. Разбросанные детали и узлы машин, следы ржавчины и толстый слой пыли навевает уныние.
Полной противоположностью Ломаковскому является музей ретромобилей Autoville. И пусть размеры парка машин такие же около 30-50 единиц, но во всем остальном - это два антипода. Вместо гаража коллекция выставлена в залах первого этажа и подвального помещения большого современного здания. Стильно оформленные дизайнерские интерьеры, точечная подсветка, зеркала и полироль. Все блестит и сияет. В довершение ко всему комплекс Autoville соединяет в себе шикарный музей, библиотеку, бильярд и ресторан европейского класса.
В Кузьминках находится музей экипажей и автомобилей газеты «Авторевю». Его достаточно большая коллекция обязана целой команде профессиональных реставраторов, которые когда-то трудились на несуществующий ныне музей «АЗЛК». Усилиями коллектива в музее появились такие уникальные экспонаты, как деревянный фургон «Москвич 400/422» и шасси автомобиля НАМИ-1.
В отличие от вышеперечисленных экспозиций, музей техники Вадима Задорожного находится за пределами МКАД уже в Московской области. Но на сегодняшний день это, наверное, самая впечатляющая коллекция ретро-автомобилей на территории всего постсоветского пространства. За свою недолгую историю музей обзавелся отлично отреставрированными редкими моделями Horch и Delahaye, Mercedes и Alfa Romeo. Есть в коллекции и автомобили с историей, бронированный лимузин Сталина «ЗИС 115» и Mercedes-Benz Grosser 770 из семейного гаража Гитлера.
Александр Ковязин