С приходом новых правителей в прессе появляются различные предложения: например, пользоваться товарами исключительно российских производителей или пересесть на отечественные автомобили. Так, в свое время лидер демократов требовал от своих подчиненных ездить на ВАЗ, ГАЗ и «Москвичах», о том же говорил и предводитель КПРФ, однако все они по-прежнему предпочитают иномарки представительского класса. И вот недавно снова заговорили о том, что чиновники пересядут на российские автомобили марки Горьковского автозавода. Что же стало тому причиной?
Пока советская армия сражалась на фронтах Второй мировой, союзники по программе ленд-лиза помогали ресурсами и техникой, в том числе и автомобилями. Поэтому у советских автомобильных конструкторов, несмотря на тяжелое для страны время, накопился изрядный опыт. В разгар войны в феврале 1943 года инженеры Горьковского автозавода под руководством Кирсанова смогли приступить к разработке нового легкового автомобиля ГАЗ М20 «Победа».
Созданный вопреки сложностям послевоенного времени, ГАЗ М20 оказался очень удачным автомобилем. Благодаря оригинальным технологическим и дизайнерским разработкам «Победа» выпускалась в течение тринадцати лет и пережила массу модификаций. Надежная конструкция, нетребовательность машины к качеству дорожного покрытия и отличные аэродинамические характеристики кузова привлекали внимание многих экспериментаторов.
Перемены в главном автопарке СССР зачастую происходили лишь со сменой вождей. Вот и ЗиС-110, напоминающий Сталину о любимом Packard, надолго задержался в качестве правительской машины для высших эшелонов власти. И это несмотря на то, что он морально устарел еще в конце сороковых. И лишь с приходом к власти Хрущева, который не хотел, чтобы хоть что-то напоминало о предыдущем вожде, московский автозавод сменил имя, а начальник конструкторского бюро Андрей Николаевич Островцев получил распоряжение разрабатывать новый автомобиль.
Зимой 1943 года, когда еще вовсю шла война, и ни одна из стран, втянутых в эту «мясорубку» не помышляла о выпуске гражданских легковых автомобилей, советское правительство приказало разработать новую модель представительского лимузина. Это решение было продиктовано желанием подчеркнуть статус страны-победителя, когда бы это ни произошло. В 1944 году проект Островцева утвердили в верхах, а уже в июле 1945, вскоре после окончания войны, с конвейера завода сошел первый ЗиС-110.
Как заядлый автолюбитель, Леонид Ильич Брежнев дал приказ модифицировать устаревший со временем ЗиЛ-114. Так в 1978 году появился семиместный представительский седан ЗИЛ-4104, который стал последним лимузином Брежнева. Чуть позже, в 1981 году появилась модификация со складным верхом - для участия в парадах на Красной площади - ЗИЛ-41044, который успешно справлялся с этой миссией вплоть до 2009 года. И, наконец, с 1983 года появились ЗиЛ-41045 и обновленная версия ЗиЛ-41047, которая еще какое-то время верой и правдой служила правительству СССР.
На протяжении многих лет московский автомобильный завод имени Лихачева был поставщиком представительских лимузинов высшего класса. Несмотря на политические разногласия, правительственные чины СССР долгое время считали, что наиболее продвинутые автомобили выпускали в США. А потому для изучения передового опыта советские конструкторы выезжали на американские заводы, а для нужд конструкторского бюро закупались передовые образцы американского автопрома.
Для всей советской промышленности был характерен приоритет военных задач, а мирное применение тех или иных технических средств имело второстепенное значение. Собственно, так во многом произошло и с советским автомобилестроением, развитие которого сначала было прервано войной, а затем вынуждено было разворачиваться либо на базе иностранных разработок, либо на базе не слишком приспособленной для гражданской жизни полувоенной техники. Первый советский автомобиль, предназначенный для использования высшими руководителями партии и государства, легендарный ЗИС-115, появился в основном благодаря американской промышленности и должен был решать практически военные задачи.
Сегодня под концепт-карами чаще всего подразумевают модель автомобиля, в которой конструкторы, инженеры и дизайнеры пытаются воплотить самые передовые изыскания и идеи. Но не стоит забывать, что полное право именоваться концепт-карами имеют и модели вполне современные, рассчитанные на использование уже имеющихся возможностей, по каким-то причинам не запущенные в серийное производство. Поэтому советский лимузин для членов правительства ЗИЛ-4102, разрабатываемый в конце восьмидесятых – начале девяностых, самый настоящий концепт-кар.
Довольно сложно найти в мировой истории фигуру, которая вызывала бы столь же пристальное внимание и неподдельный интерес, как Сталин. И в этом плане особенно любопытно узнать о такой стороне жизни «величайшего вождя всех времен и народов», как автомобили.
|