Сегодня под концепт-карами чаще всего подразумевают модель автомобиля, в которой конструкторы, инженеры и дизайнеры пытаются воплотить самые передовые изыскания и идеи. Но не стоит забывать, что полное право именоваться концепт-карами имеют и модели вполне современные, рассчитанные на использование уже имеющихся возможностей, по каким-то причинам не запущенные в серийное производство. Поэтому советский лимузин для членов правительства ЗИЛ-4102, разрабатываемый в конце восьмидесятых – начале девяностых, самый настоящий концепт-кар.
Поскреби советский автомобиль - обнаружишь иномарку
То, что в основе практически любого автомобиля производства СССР лежит та или иная модель зарубежной машины, претерпевшая большие или меньшие изменения, никогда не являлось секретом. Практика брать приглянувшиеся иностранные автомобили, переделывать их и выпускать уже под советскими брендами распространялась и на производство элитных машин для перемещения высших партийных функционеров.
Когда в середине восьмидесятых годов прошлого века к власти в Советском Союзе пришел новый руководитель, Михаил Сергеевич Горбачев, можно было не сомневаться - скоро ему наскучат прежние автомобили партийной верхушки. И в самом деле, работы по созданию нового правительственного лимузина начались едва ли не с первых дней пребывания Горбачева у власти, с 1985 года. Решили действовать по старинке, то есть приобрести хорошо зарекомендовавшую себя иностранную модель и ее уже доводить до советских требований. В качестве исходника был выбран действительно замечательный автомобиль - классика британского и мирового автомобилестроения Rolls-Royce Silver Ghost. Под этой маркой компания Rolls-Royce выпускает элитные автомобили едва ли не с двадцатых годов прошлого столетия, постоянно модернизируя модель с учетом изменения технических и дизайнерских требований. Так что за основу для будущего советского правительственного лимузина можно было не беспокоиться.
ЗИЛ-4102 был разработан и произведен в количестве двух экземпляров (в серебристом и черном цветах) к 1989 году. Однако его забраковал лично Михаил Сергеевич Горбачев, оставшийся недовольным его характеристиками и манерой езды. Машина была отправлена на инженерную доработку, но она не была завершена к 1991 году. После же распада СССР, ухода от власти Горбачева и прихода в Кремль новых лиц ЗИЛ-4102 очень быстро стал историей: при наличии уже готовых люксовых иностранных автомобилей на его разработку никто не стал тратить ни денег, ни времени. ЗИЛ-4102 так и остался концепт-каром.
Перестройка добралась и до кремлевских гаражей
Если пытаться охарактеризовать саму концепцию лимузина ЗИЛ-4102 одним словом, то этим словом, конечно, будет «перестройка». И дело здесь не в том, что все, что связано с деятельностью Горбачева, имеет к перестройке прямое или косвенное отношение. ЗИЛ-4102 в самом деле был порождением самой демократизации советской жизни, в том числе и бытовой жизни высшего партийного руководства.
Прежде всего, новый автомобиль должен был стать по сравнению со своими предшественниками более демократичным с виду, похожим на обычные иностранные седаны, а не на огромные полумашины-полутанки. Тем самым граница между руководителями странным и обычными людьми должна была если не стираться, то становиться тоньше. К тому же Михаил Горбачев был едва ли не первым руководителем советского государства, который не боялся покушения на свою жизнь. Так, именно поэтому новый автомобиль мог не иметь усиленной брони, за счет чего уменьшались бы его габариты и вес. К тому же Горбачев распорядился убрать из салона боковые сидения для охранников, неизменный атрибут прежних советских правительственных автомобилей. За счет этого, само собой, увеличилась просторность салона, рассчитанного на пятерых пассажиров, считая водителя. И это при сохранении роскошного оснащения: сидения из белой кожи, акустическая система и, внимание, даже говорящий бортовой компьютер, новшество конца восьмидесятых.
В техническом же отношении ЗИЛ-4102 представлял собой лимузин с восьмицилиндровым двигателем мощностью в 315 лошадиных сил (при 4600 оборотах в минуту) с рабочим объемом в 7,8 литра. Максимальная скорость этого автомобиля составляла 190 километров в час, однако время разгона с места до скорости в 100 километров в час, колебалось от 10 до 11 секунд, что для автомобилей подобного уровня и характеристик было приличным показателем. Оптимальным же считался скоростной режим в диапазоне 100-120 километров в час. При этом расход топлива можно даже назвать экономичным: 21 литр на «сотню» при скорости в 120 километров в час. Однако по части плавности передвижения ЗИЛ-4102 испытывал большие трудности: решая задачу снижения веса автомобиля и придания ему современного характера, инженеры отказались от жесткой рамы, основной детали кузова прежних советских правительственных машин. Это повлекло за собой проблему вибрации корпуса, особенно днища, и решить ее полностью так и не удалось. Да и в целом процесс разработки и доведения ЗИЛ-4102 находился в самом разгаре и на момент сворачивания проекта был далек от завершения.
Александр Бабицкий