Для всей советской промышленности был характерен приоритет военных задач, а мирное применение тех или иных технических средств имело второстепенное значение. Собственно, так во многом произошло и с советским автомобилестроением, развитие которого сначала было прервано войной, а затем вынуждено было разворачиваться либо на базе иностранных разработок, либо на базе не слишком приспособленной для гражданской жизни полувоенной техники. Первый советский автомобиль, предназначенный для использования высшими руководителями партии и государства, легендарный ЗИС-115, появился в основном благодаря американской промышленности и должен был решать практически военные задачи.
Нужно построить автомобиль - поищи в Америке
К моменту установления в России советской власти и образования СССР у высшего руководства нового государства просто не было иного выхода, как использовать для служебных и личных целей автомобили иностранного производства. Причина проста - отечественных автомобилей не было, а уж специальных автомобилей, отличавшихся одновременно и комфортабельностью, и надежностью, и безопасностью - тем более. Поэтому все двадцатые и тридцатые годы советское руководство ездило на иностранных автомобилях, в основном производства США.
Однако бесконечно эта зависимость от Запада продолжаться не могла. К тому же для Сталина вопросы безопасности передвижения в автомобиле играли особую роль, поэтому нужен был автомобиль, система безопасности и защиты которого должна была иметь чисто советское происхождение. Но вот в плане технической «начинки» решено было использовать основные характеристики Packard - и с 1943 года на базе трех моделей этой марки, а также двух моделей Cadillac и одной модели Chrysler закипела работа по созданию первого советского правительственного лимузина. Первоначально это был автомобиль ЗИС-110, однако практически сразу началось создание нескольких десятков «усиленных» автомобилей этой модели, получивших имя ЗИС-115. Работы велись в течение трех лет и достигли стадии практического воплощения уже после Победы, в 1946 году.
Почти что танк
В техническом плане ЗИС-115 являлся для советской автомобильной промышленности в прямом смысле машиной из будущего. Ведь для передвижения автомобиля весом более четырех тонн потребовался усовершенствованный восьмицилиндровый двигатель мощностью 162 лошадиные силы (при 3600 оборотах в минуту) с рабочим объемом в 6000 кубических сантиметров. Двигатель имел систему охлаждения смазки в обычных дорожных условиях и усиленную систему водяного охлаждения, предназначенную для обеспечения бесперебойной работы в горах, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Были разработаны специальные системы подвесок, причем передняя была независимой пружинной, а задняя на продольных рессорах. Размеры и вес ЗИС-115 были таковы, что для машины пришлось разрабатывать специальные шины, изготавливаемые по спецзаказу на Ярославском шинном заводе. Крейсерской скоростью автомобиля считался показатель в 100 километров в час, однако в случае необходимости была возможность разогнаться и до 120 километров в час. Разумеется, такая махина требовала большого расхода топлива, который составлял 27,5 литров на «сотню».
Основная специфика ЗИС-115 (размер и вес) были порождены требованиями безопасности, главными в вопросе создания автомобиля для высших лиц государства и лично для великого вождя всех времен и народов. И тут уж основная загвоздка была в броне. Чего-чего, а брони в ЗИС-115 хватало. Вряд ли будет преувеличением назвать этот автомобиль танком, мешает этому разве что отсутствие артиллерийского орудия и пулеметов. В остальном это была практически боевая машина повышенной комфортности. Корпус представлял собой цельную бронированную капсулу, снаружи к которой прикреплялись детали кузова. Броня была со всех сторон, бронированными были крыша, дно и перегородки. Разумеется, бронированными были и стекла, толщина которых достигала 75 миллиметров. Но при всем при этом не был упущен и вопрос с комфортом пассажиров (а ЗИС-115 мог вместить в себя семерых человек): устанавливались кондиционеры, что по тем временам было огромным достижением технического комфорта, сиденья набивались первоклассным пухом гагары, передние обивались кожей, задние - дорогим сукном. В общей сложности было изготовлено от 30 до 40 автомобилей ЗИС-115, которые активно использовались с 1946 по 1954 годы - после смерти Сталина эта машина довольно быстро сошла с авансцены истории, впоследствии превратившись в один из ценнейших раритетов.
Александр Бабицкий