С учетом того, что за тридцать лет сменилось шесть поколений BMW 5 series, неудивительно, что существует большое количество всевозможных вариантов и модификаций знаменитой модели. Стоит также учесть и то, что ориентированный на покупателей по всему миру, автомобиль сейчас производится на двенадцати заводах, естественно в Германии, а также России, Иране, Египте, Бразилии и Мексике, Малайзии и Индонезии, Китае и Индии. И на каждых производственных мощностях выпускаемые модификации BMW 5 series по характеристикам несколько отличаются от прочих, для того чтобы лучше отвечать потребностям соответствующего рынка.
Такой одинаковый, и такой разный
Первое поколение BMW 5 series, основанное на платформе Е12 выпускалось с 1972 по 1981 год исключительно в кузове седан. При этом компоновка была классической - трехобъемный кузов, переднерасположенный двигатель и задний привод. Первое время в качестве силовых агрегатов предлагались рядные четырехцилиндровые бензиновые двигатели объемом 1,8 и 2,0 литра, выдающие мощность 90 и 115 лошадиных сил соответственно. Но появившиеся в 1975 году шестицилиндровые агрегаты объемом 2.0, 2.5, 2.8 и 3.0 литра существенно подняли планку мощности - до 218 лошадиных сил.
Появление самого быстрого седана в мире
Вышедшее в 1982 году второе поколение, основанное на платформе Е28, изменилось не только стилистически. Был внесен целый ряд конструктивных новшеств, что позволило улучшить характеристики BMW 5 series, да к тому же расширилась спецификация. Так за исключением двигателя 1,8 литра, все остальные бензиновые агрегаты стали шестицилиндровыми, а в версии 535 is вдобавок к стовосьмидесятидвухсильному мотору объемом 3,4 литра предлагались спортивные настройки подвески и стилизованный гоночный интерьер. Кроме того, появились атмосферный и турбированный дизельные агрегаты объемом 2,4 литра. Вдобавок к пятиступенчатой механической коробке передач машины стали оснащать четырехдиапазонным «автоматом». Но звездным моментом для баварской компании в 1985 года стал дебют «заряженной» версии BMW М5. Машина оснащалась двухсотвосьмидесятидвухсильным бензиновым двигателем объемом 3,4 литра, в котором за каждый из шести цилиндров отвечал собственный дроссель, и на них приходилось двадцать четыре клапана, а за впрыск топлива отвечала система Bosch Motronic. Именно этот автомобиль заслуженно стал самым быстрым седаном в мире.
Универсал и полный привод
Третье поколение BMW 5 series, выпускавшееся с 1988 по 1996 года под заводским индексом Е34, наконец, получило второй вариант кузова, теперь кроме «пятерки» седана, по дорогам стали колесить и универсалы. При этом габариты подросли (длина на целых 100 мм), а формы автомобиля стали плавне и элегантнее, что не преминули отметить эксперты и рядовые покупатели. По-прежнему самым маленьким оставался четырехцилиндровый двигатель объемом 1,8 литра. Зато верхушку агрегатного ряда стали занимать V-образные восьмицилиндровые двигатели 4.0 литра и мощностью 282 лошадиных силы. А для того чтобы BMW М5 не потерял пальму первенства: его оснастили трехсотсорокасильным агрегатом. Выбор трансмиссии так же слегка изменился, и ручная коробка передач, и «автомат» прибавили по сравнению с предыдущей версией по одной ступеньке. И, наконец, в 1990 году в дополнение к заднеприводной классике появилась модификация с приводом на все колеса.
Все мощнее и больше
С выпуском четвертого поколения в 1995 году из агрегатного ряда исчез «малыш» объемом 1,8 литра, зато появился бензиновый мотор объемом 4,4 литра, но и он не мог тягаться с пятилитровым четырехсотсильным «монстром», разгоняющим BMW М5 до ста километров в час всего за 4.8 секунды. Понятно, что изменилось в этой версии многое, машина получила совсем другой экстерьер и измененный салон, но именно двигатели обеспечили баварскому седану целую вереницу титулов. Шестицилиндровый атмосферный дизель объемом 3.0 литра бессменно становился лидером с 1999 по 2002 год. А его собрат объемом 2,5 литра после установки двухступенчатой турбины стал лучшим в 2005 году.
Пятое поколение модели BMW 5 series и характеристиками, и дизайном являло собой качественный скачок в истории модели. Двигатели стали не только мощнее (в М5 теперь стояло пятисотсильное «сердце»), но и существенно экономичнее. Большое количество автомобилей стало выпускаться с дизельными агрегатами и в полноприводной версии. Появилась масса электронных помощников и роботизированные (6-ти и 7-ми диапазонные) коробки передач. А в шестом поколении платформа F10 позволила выпустить модель дополнительно в кузове Gran Turismo (то ли хэтчбек, то ли лифтбек). Машину стали оснащать новыми двигателями, а в роботизированной трансмиссии появилась восьмая передача. Так что усовершенствование характеристик BMW 5 series продолжается и дальше, пока рынок будет нуждаться в классическом среднеразмерном седане.
Александр Ковязин