Большинство японских автогигантов имеют вполне прозаические корни: Toyota, например, начинала с производства швейных машинок. Однако холдинг Fuji Heavy Indastries, в который входит компания Subaru, начинал свою деятельность в качестве авиационной исследовательской лаборатории. Возможно, именно самолетное прошлое помогло японским инженерам создать столь стремительные и динамичные автомобили.
В 1992 году японские специалисты из компании Subaru решили объединить спортивный характер и удобство повседневных поездок, выпустив компактный автомобиль Subaru WRX. Однако этого им показалось мало и буквально вслед за этим бала выпущена модификация STi, которая стала самой мощной машиной в модельном ряду компании.
Собственно сама аббревиатура STi досталась автомобилю потому, что работы по модернизации проводились специальным подразделением компании Subaru Tecnica international. Это подразделение предназначалось для модернизации серийных автомобилей под гоночные параметры команды Subaru World Rally Team.
Только для своих
Первое поколение Subaru WRX STi было доступно только на внутреннем рынке Японии. В течение своего семилетнего выпуска машина часто модернизировалась, известно шесть вариантов различающихся между собой силовыми агрегатами, узлами подвески и обшивкой кузова. Это легко объяснить ведь она все время выступала в спортивных соревнованиях, где техническая конкуренция особенно остра. Лишь в 1999 году Subaru WRX STi была представлена в Австралии, а еще через два года в Европе. Однако, видя, что модель пользуется большим спросом, в 2003 году компания приняла решение официально привезти WRX STi в Северную Америку. На самом деле в популярности заряженной версии STi имеется изрядная доля правильной маркетинговой политики. Ведь в каждой стране за два года до появления этой модификации начинались продажи гражданской версии Subaru WRX. Именно поэтому, покупатели, распробовавшие этот необычный автомобиль, с повышенным вниманием отнеслись к появлению заряженной версии. Ну и конечно, существенное преимущество этим машинам обеспечивало их техническая оригинальность. Автомобили этой японской марки всегда отличались уникальным сочетанием технических характеристик, мощного оппозитного двигателя, коробки передач с короткими ходами и жесткой подвеской.
Наконец доступен для всех
Вследствие излишней «скромности» и задержек практически все автомобили, представленные в то время на мировом рынке (за исключением «серых» поставок) на самом деле представляли собой уже второе поколение, которое сильно отличалось от внутренней японской спецификации 1992-1998 годов. В 2000 году автомобиль получил новое шасси и коробку передач, а двигатель существенно модернизировали, его дефорсировали для соответствия жестким экологическим стандартам. В отличие от первого поколения, доступного в кузовах купе, седан и универсал, второе было доступно лишь в вариантах седан и универсал, причем доля универсалов была крайне незначительной. По большому счету, специалисты Subaru Tecnica international для каждого рынка (Европа, Австралия, США, Британия и Азия) подготовили свои модификации второго поколения WRX STi. Но кроме этого, ежегодно в конструкцию автомобилей вносились существенные изменения.
При этом обыватели смогут определить лишь три этапа модернизации второго поколения модели, и то лишь благодаря фэйслифтингу. Модели выпуска 2000-2003 годов отличались головной оптикой в стиле bug eyes - овальные «глаза» действительно чем-то напоминали жука. В 2004-2005 годах передние фары стали каплевидными tear drop, а в 2006 году была презентована новая концепция внешнего вида Subaru WRX STi в стиле hawk eyes, с прищуренными передними фарами и радиаторной решеткой вразлет spread wings grill.
Несмотря на изменения, не изменил принципам
Третье поколение самого мощного автомобиля под брендом Subaru было представлено в 2008 году. Это абсолютно новый автомобиль, сохранивший при этом главные достоинства предыдущих версий. Несмотря на увеличившуюся базу, общие габариты остались прежними, разве что версию универсал заменили хетчбэком. С другой стороны, практичности и универсальности от столь «горячей» практически гоночной машины никто и не требовал. Как и в предыдущем поколении, наряду с WRX STI, которая способна и на треке удивить, и в городе передвигаться, разработали и исключительно трековый вариант Subaru WRX STI Spec C. Он оснащен форсированным двигателем с двойным компрессором, а также облегченным и более жестким шасси. Внешне вариант Spec C можно отличить по оригинальным черным спойлерам. Впрочем, как и предыдущий Spec C edition, этот выпуск также полностью предназначен для Японии. Конечно, за годы существования и третье поколение постоянно обновлялось, но суть спорткара остается неизменной.